Была прекращена практика захвата крупными феодалами в «держание», или в собственность, небольших городов и привлечения их населения к выполнению различных феодальных повинностей. Отменялась юрисдикция светских и церковных магнатов, был ликвидирован произвол феодалов в городе. Тем самым города получили более широкие возможности для своего развития.
Многие частновладельческие города и местечки были выкуплены правительством. Некоторые местечки были превращены в уездные центры и получили статут города.
На города Белоруссии была распространена «Жалованная грамота городам» 1785 г. Грамота городам объединила в одно целое различные по своему правовому положению группы городского населения, дала общую организацию всему городу. Управление городами Белоруссии было организовано по образцу русских городов; для руководства хозяйственной жизнью избирались думы. Купечество получало те же права и ту же гильдейскую организацию, что и русские купцы, а также возможность свободной торговли на территории Российской империи.
Положение крестьянства Белоруссии по существу не изменилось. Некоторые категории крестьян, прежде считавшиеся свободными и полусвободными (принадлежавшие местечкам, находившиеся на службе у феодалов, так называемые «вечистые люди»), часть земян, бояр и другие записывались в число крепостных. Многие казенные крестьяне перешли в разряд помещичьих в результате раздач имений русским помещикам и чиновникам.
Ряд постановлений царского правительства, изданных в интересах помещиков Белоруссии, требовал немедленного (розыска и возвращения владельцам беглых крестьян, превращения всех «бродяг» и «бобылей» в тяглых крестьян. Было разрешено продавать белорусских крестьян без земли, отдавать их в рекруты вместо крестьян русских губерний.
Управление воссоединенной территорией устанавливалось по российскому образцу, согласно «Учреждению о губерниях», Исполнительная власть в губернии была передана губернатору. В губернских и уездных городах открывались губернские и уездные правления. Сбор государственных налогов был упорядочен и сосредоточен в ведении казенных палат.
Некоторые изменения были сделаны в области организации суда, хотя Литовский статут продолжал действовать как свод основных юридических норм. Дела государственные и уголовные подлежали ведению центральных судебных учреждений, а дела личные и имущественные, дела о продаже, закладе, завещаниях и т. п., бывшие прежде в ведении земских и подкоморских судов, передавались вновь учрежденным по российскому образцу губернским и уездным земским судам. Судьи выбирались из среды местного дворянства таким же порядком, как и во всей империи. Право выбора имели дворяне, у которых было в собственности не менее 10 душ крепостных крестьян мужского пола.
Однако, установив в восточной части Белоруссии твердую централизованную власть, русское правительство всячески стремилось показать, что оно не посягает на издавна установившиеся на этой территории обычаи и нормы жизни. С этой целью в правительственных указах подчеркивалось, что «суд и расправа внутренние тех провинций и личных делах имеет и производиться по тамошним правам и обычаям» и «их языком».
После первого раздела внутриполитическое положение Речи Посполитой мало изменилось. Продолжалась ожесточённая борьба между различными группировками господствующего класса. Нарастало также крестьянское движение, которое особенно усилилось в 80-х годах ХУШ в. Страх перед революционным выступлением народных масс и стремление к сохранению государственной независимости Польши заставили шляхетско-буржуазные круги попытаться провести некоторые реформы для упорядочения политического и социально-экономического устройства страны. В этой обстановке был созван так называемый четырехлетний сейм (1788—l792), деятельность которого протекала во время начавшейся во Франции буржуазной революции, оказавшей большое влияние на политическую борьбу в Польше. [3. с. 254] Значительное влияние на ceйме получили шляхетско-буржуазные сторонники реформ. 3 мая 1791 г. сейм принял новую конституцию, которая отменила избираемость королей, ликвидировала «либерум вето». Все вопросы на сейме решались большинством голосов. В состав сейма вводились представители городов с правом совещательного голоса. Новая конституция, ликвидируя феодальную анархию и создавая некоторые условия для развития капиталистических отношений, вместе с тем оставляла неприкосновенными феодальные привилегии и крепостное право; она ничего не меняла в положении крестьян. Шляхетский характер конституции 1791 г.; вызывал недовольство народных масс и усиление антифеодальной борьбы. Конституцией 3 мая были недовольны реакционные магнаты, которые видели в ней угрозу для своего господства в Польше. В связи с этим они образовали Тарговицкую конфедерацию, начав борьбу против новой конституции, и пошли на сговор с соседними государствами, готовя новый раздел Речи Посполитой. «Раздел Польши осуществился благодаря союзу крупной феодальной аристократии в Польше с тремя державами, принимавшими участие в разделе. Он был последним средством для высшей аристократии спасти себя от революции». [1. с. 383]
Магнаты обратились за помощью к Екатерине 11. Царское правительство поддержало их. Опасаясь революции в Польше, Пруссия и Россия ввели туда свои войска. В августе 1792 г. русская армия вступила в Варшаву. Магнаты — представители Тарговицкой конфедерации — захватили власть в стране. Конституция 3 мая 1791 г. была отменена. [3. с. 256]
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.