Есть примеры, когда крестьяне брали «в прием» целые волоки и даже нанимали дворовые волоки ликвидированных фольварков. Количество приемных земель обычно не лимитировалось, каждое хозяйство брало сверхнаделенной земли столько, сколько могла обработать.
Кроме пахотных земель крестьянские хозяйства пользовались сенокосами.
По свидетельству источников, единой нормы в наделении сенокосными угодьями не было. Вместе с этим материалы ревизий отражают стремление землевладельцев к равному распределению их между отдельными хозяйствами хотя бы в пределах одной деревни. Например, большинство ревизий хозяйских волостей востока Беларуси 60-х годов 16 века отмечают не только приблизительное равенство земельных наделов (по размеру назначенных повинностей) крестьянских хозяйств в отдельных деревнях, но и «аднастайнасць» в наделении сенокосами. Последние учитывались в возах сена, которое можно было с них накосить. Показатели в разных деревнях, однако, неидентичные. Это позволяет считать, что сенокосы продолжали оставаться в общинном пользовании всей деревни, а каждое крестьянское хозяйство могло получить свою, равную с другими долю.
Но чаще всего сенокосы и другие угодья находились не в личном пользовании отдельных семей, а в распоряжении крестьянской общины. Инвентари размещают много сведений о коллективном использовании сенокосных угодий и выгонов. Однако роль общества в организации крестьянского землепользования с середины 16 века становится менее заметной. Несомненно, что аграрная реформа ускорила разрушение общинного землепользования крестьянства. Например, материалы ревизии
середины 16 века, которая охватила хозяйственные владения на востоке Беларуси, отметили некоторые черты общинной организации крестьянства, в том числе и в землепользовании. В ряде волостей после проведения аграрной реформы оставался бывший порядок сбора дани и чиншу. Налоги налаживались не на отдельные крестьянские хозяйства, а в целом на деревню [7.с.4]. Население Нищенской волости в 1589 году продолжало выполнять повинности «по-старому». Устава Речицкой волости 1561 года, хоть и освобождала старцев от обязанностей распределения повинностей между крестьянами, все же еще выделяла ряд повинностей, которые налаживались на всю деревню. В 1634 году крестьяне шести деревень владения Горницы Полоцкой экономии вместе выполняли повинности по давней традиции. Похожие случаи встречались и в других державных владениях, особенно размещенных на востоке Беларуси.
Крестьянская община в отмеченный период регламентировала совместное использование паши, сенокосов, лесных угодий. В некоторых случаях на деревню ложилась задача освоения пустот. Так, старцы Дубровенского (1560 год) и Бобруйского (1639 год) староств согласно великокняжеской уставе обязаны были незаселенные земли «хорошими людьми» осаждать. Возможно, что в деревнях крестьяне имели в общинном пользовании и некоторые пахотные земли. Про это свидетельствуют, например, факты о том, что крестьяне наделяли землей церкви.
С конца 16 – начала 17 века заметна тенденция обновления общинных порядков в некоторых державных владениях. Крестьянские общины начали принимать дополнительные земли, сенокосы, которыми пользовались все жители деревни. Организацией сбора и выплаты чиншей с них также занималась община. Должно быть, феодальному владельцу выгодно было отдавать эти земли под коллективную ответственность: община в любом случае гарантировала выплату полной суммы чинша. К сожалению, источники не дают возможности проследить, как происходил раздел дополнительных земель в самой общине.
Таким образом, можно сказать, что в итоге аграрных преобразований до середины 17 века в державных владениях Беларуси использовались две основные формы развития: основание фольварков и введение панщины в качестве основной повинности за пользование наделом или перевод крестьянства на денежный налог. Эти тенденции переплетались по всей территории Беларуси, что четко отразил анализ налоговой структуры земельных наделов державных крестьян Беларуси. Все же на западе и в центре более широкое распространение получила фольварочно – панщинная система хозяйствования, а на востоке – чиншевая. Введение стандартного волочного надела, а также близкой волоке службы, точно определенных повинностей с этих наделов стимулировало процесс индивидуализации крестьянского землепользования. Совместное землепользование большой семьи с друзьями, посербами, поплечниками уступало место индивидуальному наделу. Кроме пахотного надела
крестьяне державных владений пользовались сенокосами, пашей, лесными угодьями, имели огороды в усадьбах. Роль крестьянской общины в организации крестьянского землевладения и землепользования в пореформенный период значительно уменьшилась. Под ее контролем в большинстве случаев оставались только «дапаможныя» угодья: сеножати, выгоны, заходы в леса и пущи [1.с.67].
Задание №2:
Подготовить тест по теме: ”Московская Русь в лицах (XVI-XVIIвв.)”
1. Во время царствования какого царя были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны?
a) Николая II
b) Петра I
c) Николая I
d) Ивана Грозного
Ответ: b[10.с.46]
2. Когда Москва вдруг осталась без царя в 1598 году, взоры всех обратились на какого правителя? Его кандидатуру на престол усиленно и настойчиво проводил патриарх Иов.
a) Бориса Годунова
b) Лжедмитрий I
c) Федора Иоановича
d) Ивана Грозного
Ответ: а[10.с.132]
3. Собрав большое и довольно пестрое войско, Лжедмитрий подступил к Москве и расположился станом в подмосковном селе Тушино. После этого Лжедмитрий получил это прозвище:
a) "варвар"
b) "вор"
c) "воровской человек"
d) "Тушинский вор"
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.