Министерство образования и науки Российской Федерации
Новосибирский Государственный Технический Университет
Кафедра экономической информатики
Курсовая работа
по дисциплине:
«Теория систем и системный анализ»
по теме:
«Системный анализ процесса анализа данных в информационной системе»
Факультет: Бизнеса
Группа: ФБИ -
Выполнил: Каргаполов А.А.
Преподаватель: Сарычева О. М.
Новосибирск
200
Содержание
1. Вербальное описание процесса. 3
2. Формирование иерархической структуры дерева целей. 4
2.1. Отделение объекта от среды.. 4
2.2. Формирование обобщенной (глобальной) цели. 5
2.3. Формирование дерева целей. 5
3. Формирование иерархической структуры функций. 7
3.1. Формирование глобальной функции системы.. 7
3.2. Формирование дерева функций. Установление связей дерева функций. 7
3.3. Оценка дерева функций. 8
4. Программное обеспечение по теме оценки земли. 12
Приложение 1......………………………………………………………………...13
Приложение 2…..………………………………………………………………...19
1. Вербальное описание процесса
В курсовой работе анализируется работа подсистемы анализа данных в информационной системе предприятия.
Процесс анализа данных включает в себя множество методов по сбору информации с рабочих мест операторов, размещение и хранение данных в централизованной базе данных, а так же поиск информации по запросу пользователя.
Операторами являются менеджеры, бухгалтеры и другие специалисты, отвечающие за некоторые показатели хозяйственной деятельности предприятия.
Пользователями является руководящий состав предприятия, которым необходим постоянный контроль состояния бизнес-процессов.
Помимо поиска значения самого показателя система обеспечивает вывод связанных с ним ссылок на другие показатели. Это позволяет руководителю в полной степени проанализировать целую ветвь показателей и сформировать представление о текущем состоянии какой-либо области хозяйственной деятельности предприятия.
Периодичность решаемой задачи – несколько раз в день.
Объем обрабатываемой информации может составлять от нескольких десятков показателей до нескольких сотен.
Рабочие места пользователей объединены в локальную сеть. Количество рабочих мест 50. В сети выделен сервер баз данных и сервер приложений. База данных информационной системы является централизованной. Количество руководителей использующих ИС – 10. Система обслуживает 4 уровня иерархии руководящего состава.
Информация на входе – показатель, который необходимо записать в БД, или запрос пользователя на поиск значения. На выходе – значение показателя по запросу, а также список показателей имеющих с ним связи.
Система анализа имеет связи со смежными подсистемами ИС – БУ, УФ, ТПП, ТЭП, ОУП, МТС, Маркетинг, Управление сбытом, Кадры.
2. Формирование иерархической структуры дерева целей
2.1. Отделение объекта от среды
Отделение объекта от среды осуществляется путем перечисления элементов системы, входов, выходов, то есть описывается взаимодействие со средой.
Действие среды может быть:
· Дружественным;
· Конкурентным;
· Безразличным.
Элементы системы, ее входы и выходы, а также механизмы и управления представлены на диаграмме в Приложении 1.
Схема взаимодействия объекта со средой представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Выделение объекта из среды
Информационная система предприятия является для исследуемого объекта надсистемой, которая формирует управляющее воздействие. Актуальная среда состоит из множества дружественных систем, являющихся отделами предприятия отвечающих за различные области хозяйственной деятельности. Система Управления Базами Данных является для данного объекта подсистемой, так как фактически работает основываясь на запросах формируемых системой анализа данных.
2.2. Формирование обобщенной (глобальной) цели
Все отделы связанные единой информационной системой в процессе функционирования предприятия накапливают данные в СУБД – показатели хозяйственной деятельности предприятия. Этими показателями могут быть как конкретные значения, так и отчеты, сводные данные и т.п. Совокупность всех показателей образует информационное поле связанных друг с другом данных.
Система анализа данных является информационно-справочной системой, главной целью которой является обеспечение руководителя информацией необходимой для контроля деятельности предприятия и выработки управленческих решений.
2.3. Формирование дерева целей
Формирование дерева целей начинается с выделения глобальной цели процесса (п. 2.2). Далее определяется подцели (направления деятельности) и задачи.
Дерево целей приведено на рис. 2
Рис. 2. Дерево целей
3. Формирование иерархической структуры функций
3.1. Формирование глобальной функции системы
Основной функцией системы является анализ показателей хозяйственной деятельности предприятия.
Выполнение основной функции обеспечивает выполнение дополнительных или вспомогательных функций. Такими функциями являются: накопление данных, хранение данных, анализ данных.
3.2. Формирование дерева функций. Установление связей дерева функций
Дерево функций можно построить на основе контекстной диаграммы (Приложение 1) процесса анализа данных, учитывая глобальную цель функционирования и подцели.
Дерево функций приведено на рис.3.
Рис.3. Дерево функций
3.3. Оценка дерева функций
Экспертные оценки:
1) Важность. Наиболее важной является функция анализа данных. Следующей по важности идет функция накопления данных и наименее важная – функция хранения данных.
2) Трудоемкость выполнения. Наиболее трудоемкой является функция накопления данных. Следующей по трудоемкости идет функция анализа данных и еще менее трудоемкой – хранения.
Ориентировочные доли трудоемкости функций в общем процессе оценки представлены в табл. 1.
Таблица 1. Доли трудоемкости функций в процессе оценки
Накопление данных |
Хранение данных |
Анализ данных |
|
Доля трудо-емкости |
0,6 |
0,1 |
0,3 |
3) Частота обращения. Обращение к процессу анализа данных происходит по мере появления необходимости в контроле конкретных областей хозяйственной деятельности и составляет в среднем 5-10 раз в день.
Косвенные количественные оценки:
1. Число подразделений, выполняющих данную функцию: 10;
2. Число документов для реализации функции: свыше 100;
3. Число тем, на которые разделена проблема: 3;
4. Внимание к данным подцелям и функциям в директивных документах, периодической печати, источникам НТИ: исследуемая тема является новой и на данный момент широко не освещается в средствах массовой информации.
Выявление противоречивых мнений с помощью гистограмм
Выявление противоречивых мнений проводилось для 3-х функций процесса анализа данных. Результат представлен в виде гистограмм на рис. 4
СТО
1 2 3
П
|
1 2 3
Г
|
Э
1 2 3
Рис 4. Выявление противоречивых мнений по функциям процесса анализа данных
Комментарии к рис. 4:
СТО – отчетность. В процессе накопления данных формируется и храниться большая часть отчетности, в процессе хранения отчетность формируется в виде логов ошибок возникших при анализе ИС.
П – число подразделений. В процессе накопления и анализа данных участвуют 9 отделов: БУ, УФ, ТПП, ТЭП, ОУП, МТС, Маркетинг, Управление сбытом, Кадры. Для реализации функции хранения задействовано 1 подразделение: IT отдел.
Г – число публикаций в периодической печати. Данную величину оценим в процентном соотношении в таблице 2. В периодической печати все функции встречаются редко, но вместе.
Таблица 2.
Распределение количества публикаций в периодической печати по функциям процесса
Название функции |
Процентное соотношение, % |
Накопление данных |
16.6 |
Хранение данных |
33 |
Анализ данных |
33 |
Итого |
100 |
Э – экспертные оценки. В данном случае на диаграмме показана экспертная оценка «Трудоемкость».
На рис. 4 видно, что наибольшие противоречия присутствуют на графике подразделений. Это связано с тем что процессе накопления данных участвуют специалисты всех подразделений предприятия. В процессе анализа участвуют руководители всех уровней иерархии. Однако, для реализация функции хранения данных достаточно одного подразделения – IT отдела. Данная особенность процесса анализа данных сказывается и на распределении трудоемкости выполнения функций.
4. Программное обеспечение по теме оценки земли
В качестве программного обеспечения в данной работе описана База данных «Анализ данных», написанная на языке SQL в среде MS Access. База данных служит для ввода значений показателей, хранения этих значений и поиска показателей.
Главное окно программы предоставляет выбор выполняемых задач. Это может быть рабочее место специалиста, которому необходимо сохранить отчет или документ в базе данных, администратор, которому необходимо проводить резервное копирование и диагностику системы. Окно АРМ руководителя предоставляет доступ к информации, позволяет просмотреть значения показателей, либо вывести отчет или документ, а также выбрать ссылку на другие связанные показатели и просмотреть их значения и их связанные ссылки.
Фотографии интерфейса базы данных «Анализ данных» приведены в Приложении 2.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.