5) полученные суммарные оценки проектов в процентах по каждому направлению заносятся в итоговый отчет по форме, представленной в таблице 10.7.
6) для расчета уровня зрелости Lзр организации применяется формула:
где КРА, - полученные суммарные оценки проектов в процентах.
10.4. Сертификация систем управления качеством
10.4.1.Стандарты для построения и проверки систем управления качеством
Под системой качества любого предприятия (организации) понимается совокупность организационной структуры, ответственности, методик, процессов и ресурсов, необходимых для улучшения качества производимой продукции и предоставляемых услуг[24].
Побудительными причинами создания системы качества могут послужить [25]:
• факторы государственного регулирования (необходимость лицензирования подтверждения производителем современного научно-технического уровня);
• факторы гражданско-правовых отношений (необходимость получения госзаказа субподрядов и соответствия условиям тендеров);
• факторы рыночного регулирования (требования сертификации системы качества, необходимость обеспечения стабильности поставок, подтверждения устойчивости организации (прежде всего в части рисков, связанных с качеством и безопасностью продукции));
• желание совершенствовать модель бизнеса (устранить «скрытое» производство (переделки продуктов), предупредить поступление претензий и жалоб потребителей, реструктурировать управление организацией (улучшить управляемость, изменить роль высшего руководства, вовлечь персонал в дело обеспечения качества всех процессов и др.);
• необходимость продемонстрировать финансовую привлекательность и надежность (получить кредиты, создать совместные предприятия и др.).
Сфера действия системы качества определяется ее моделью. Система качества организации может охватывать все стадии ЖЦ продукции или только их часть. Выбор модели системы качества должен осуществляться на основе рекомендации стандартов серии ISO 9000. Эти стандарты сгруппированы таким образом, что поддерживают построение трех различных моделей системы качества и соответственно трех схем их сертификации.
Стандарт ISO9001 используется в тех случаях, когда соответствие установленным требованиям к качеству должно обеспечиваться в процессах проектирования разработки, производства, монтажа и обслуживания (то есть во всех основных процессах ЖЦ). Стандарт представляет базовую модель системы качества.
Стандарт ISO9002 используется в ситуациях, когда соответствие установленным требованиям к качеству должно поддерживаться только в процессах производства, монтажа и обслуживания продукции. Он представляет модель системы качества, обеспечивающей качество при производстве и испытаниях продукции, а также ее установке у потребителя.
Стандарт ISO9003 можно использовать тогда, когда достаточно обеспечить соответствие установленным требованиям к качеству лишь в процессе испытании готовой продукции у потребителя.
Таким образом, стандарт ISO 9001 наиболее полный и фактически включает в себя требования стандарта ISO 9002, а тот, в свою очередь, - требования стандарта ISO 9003.
Стандарт ISO9004 может использоваться как методическое пособие по построению систем качества, поскольку содержит рекомендуемую структуру системы качества, характеристики ее основных функциональных элементов, определенные требования к организационной структуре, составу и содержанию данных, которые должны или могут применяться в системе качества. В нем также рассматриваются экономические аспекты качества, различные виды расходов и статьи затрат на качество, а также даются указания по проведению внутренних проверок (аудитов) качества, позволяющих руководству организации оценить степень готовности своих подразделений к стабильной поставке продукции, отвечающей требованиям спецификаций, стандартов и ожиданиям потребителей. Но этот стандарт применим, прежде всего, для решения задач в области внутреннего обеспечения качества и не используется для целей сертификации.
Все упомянутые выше стандарты были приняты ISO еще в 1994 году, частично устарели, однако продолжают действовать до 2004 года.
Взамен совокупности стандартов ISO 9001, ISO 9002 и ISO 9003 принята новая редакция стандарта ISO 9001 2000 года (и соответственно новая редакция стандарта ДСТУ ISO 9001 (2001 года) [26]), которой и должны руководствоваться организации, не имеющие ранее сертифицированных систем качества. Это же касается и стандарта ISO 9004 (ДСТУ ISO 9004 [27]).
Нужно отметить, что ISO не только реструктурировала серию стандартов 9000, но и пересмотрела общую часть их названия. Теперь это стандарты не для «систем качества» (quality systems), а для «систем управления качеством» (quality management systems). Это еще раз подчеркивает важность такого аспекта качества, как достижение высших целей организации - «удовлетворение потребностей потребителя относительно качества продукции» - а не просто обеспечение «соответствия продукции установленным требованиям к качеству» (см. отличие определений процессов «обеспечение гарантии качества» и «управление качеством» в начале главы 4).
Стандарты ISO 9001 и ISO 9004 версии 2000 года разработаны как согласованная пара дополняющих друг друга стандартов на системы управления качеством.
ISO 9001:2000 устанавливает требования к системе управления качеством, которые предназначены для внутреннего применения организациями в целях сертификации или заключения договоров (контрактов). Он формулирует минимальный набор условий, которым должна удовлетворять система управления качеством, обеспечивающая гарантии выпуска продукции, отвечающей установленным требованиям и чаяниям потребителей.
ISO 9004:2000 предоставляет руководство по внедрению и применению системы управления качеством для совершенствования работы организации в целом. Методические указания охватывают создание, функционирование, поддержание в рабочем состоянии и постоянное улучшение системы управления качеством.
Структура и содержание новых стандартов изменены. Теперь они соответствуют принятому процессо-ориентированному подходу к созданию продукции.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.