Подходы к оценке качества программных систем, страница 4

Для каждого атрибута существуют рейтинги достижения — «полностью», «существенно», «частично», «не достигнут» - в определенном контексте достиже­ния конкретной поставленной цели оценивания (рисунок 10.2).

Нужно заметить, что оценивание процессов всегда должно проводиться с учетом определенного контекста оценивания - ведь для одних целей оценивае­мые процессы могут быть пригодны, для других - нет. Описанная здесь двумер­ная модель оценивания является эталонной моделью и не может быть непосредст­венно применена для оценивания, поскольку не существует «универсального» кон­текста оценивания (не ясно, по каким именно показателям проводить оценивание).

10.2.2. Совместимая модель оценивания

Перед выполнением оценивания должна быть подобрана или разработана уточненная модель оценивания, совместимая с эталонной моделью (рисунок 10.3).

Совместимая модель должна удовлетворять следующим требованиям.

Во-первых, она должна охватывать, по крайней мере, те процессы, которые нужно оценивать (один или несколько).

Во-вторых, в ней должны быть подробно описаны конкретные практические приемы, которые обеспечивают достижение назначения процесса и указанных в эталонной модели результатов процесса. Они называются базовыми практиче­скими приемами.

В-третьих, должны быть четко определены рабочие продукты, которые су­ществуют на входе процесса или появляются на его выходе.

В-четвертых, в описании этих рабочих продуктов должны указываться ха­рактеристики, по которым можно будет оценивать каждый рабочий продукт.

Кроме того, в этой же совместимой модели должны быть уточнены описания атрибутов процесса, удовлетворяющие следующим требованиям.

Во-первых, должны быть указаны конкретные практические приемы руково­дства процессом.

Во-вторых, для каждого приема руководства должны указываться характе­ристики его осуществления (по которым можно судить о наличии руководства), характеристики ресурсов и инфраструктуры (применяемые методы, инструмен­ты), а также те процессы, с которыми может ассоциироваться данный прием руко­водства.

10.2.3. Требования к оцениванию

Оценивание выполняет группа оценщиков во главе с ответственным оценщи­ком. Группа пытается соотнести все, что делается по процессам, с тем, что опреде­лено в совместимой модели, найти объективные данные относительно осуществле­ния базовых практических приемов и приемов руководства, и в результате вырабо­тать единое мнение о процессе.

Во входных данных для оценивания должно указываться следующее:

•  личность инициатора оценивания;

•  назначение оценивания;

•  сфера оценивания,охватывающая:

процессы, подлежащие исследованию;

o  организационное подразделение, в котором протекают эти процессы;

контекст (условия) применения процесса - размер и организационная структура подразделения, предметная область, объём, критичность и сложность продуктов или услуг, показатели качества продуктов.

Только учитывая контекст применения процесса, зафиксирован­ный на входе оценивания, оценщик сможет правильно оценить атрибу­ты и выставить их рейтинги для конкретного процесса. Если, напри­мер, «процесс управления проектом» выполняется в коллективе разра­ботчиков из 5 человек, у оценщика сформируется одно мнение отно­сительно мощности этого процесса, а если - из 50 человек - другое;

•     ограничения при оиенивании, касающиеся:

доступных ключевых ресурсов (документов, которые можно читать, людей, у которых можно брать интервью);

o  максимального объёма времени, используемого при оценивании;

o  особых процессов, не подлежащих оцениванию;

o  прав собственности на результаты (продукты) оценивания и любых ограничений по их использованию;

o  особенностей управления информацией с учетом конфиденциальности и др.

•  идентификация совместимой модели;

•  личности оценщиков, уровень их компетентности и ответственности;

•  идентификация объектов оценивания и многое другое.

10.2.4. Этапы процесса оценивания

В стандарте ISO/IEC 12207 организационный процесс «оценивание процесса» определен как компонент процесса «усовершенствование процесса». Его назначе­ние «состоит в том, чтобы определить степень, в которой базовые процессы ЖЦ в организации вносят вклад в достижение ее производственных целей, и помочь ор­ганизации сосредоточиться на проблеме непрерывного совершенствования процес­са. В результате успешного осуществления процесса:

•  появится эффективный метод оценивания процесса, предназначенный для определения способности организации и производственных процессов в ней вырабатывать продукты и услуги, отвечающие целям;

•  станут понятными относительные достоинства и недостатки базовых процессов ЖЦ организации;

•  будут храниться и сопровождаться тщательно подготовленные и доступ­ные для использования учетно-отчетные документы оценивания;

•  проверки базовых процессов организации будут проводиться через над­лежащие промежутки времени с целью обеспечения их постоянной пригодности и эффективности в свете результатов оценивания» [1].

В соответствии с ISO/IEC 15504-3 процесс оценивания должен включать, по крайней мере, следующие этапы и виды деятельности [17].

Планирование. Для проведения оценивания разрабатывается и документиру­ется план, определяющий требуемые входные данные, выполняемые действия при проведении оценивания, ресурсы и время, выделяемое для выполнения этих действий, состав и обязанности оценщиков, критерии для проверки выполнения требо­ваний к оцениванию, описание продуктов, оценивание которых запланировано.

Независимо от того, как будут дальше употреблены результаты оценивания, изначально устанавливается потребность в оценивании тех или иных процессов. Оцениваются только те процессы, которые безусловно вносят вклад в достижение определенной поставленной цели. С помощью совместимой модели оценивания устанавливается соответствие между оцениваемыми процессами и процессами, оп­ределёнными в эталонной модели процессов в стандарте ISO/IEC 12207. Для этих процессов далее выбираются атрибуты (важные аспекты руководства этими про­цессами), достижение которых сможет оказать существенное влияние на выполне­ние процессов. Указывается целевой рейтинг каждого атрибута (достаточный, для того чтобы достичь цели) (как, например, на рисунке 10.4). Обычно рейтинги ниже «существенного» не устанавливаются. Просто атрибуты не оцениваются.