Кроме процессов, непосредственно касающихся выпуска продукции, в стандартах явно выделены процессы измерения, проверки (анализа, аудита) и совершенствования, как продукции, так и самой системы управления качеством, а также процессы управления ресурсами, включая трудовые ресурсы. Кроме того, отмечается усиление роли высшего руководства организации в развитии и улучшении системы управления качеством.
При построении систем управления качеством ПС организации-разработчики должны руководствоваться стандартами ДСТУ ISO 9001:2001 и ДСТУ ISO 9004:2001, а также могут использовать не упоминавшийся ранее стандарт ДСТУ ISO 9000-3 1998 года [28], содержащий руководство по применению стандарта ДСТУ ISO 9001:1995 при разработке, поставке и обслуживании программных средств.
Стандарт ISO 9000-3:1997 имеет перекрестные ссылки на ISO/IEC 12207:1995, что позволяет совместно использовать ДСТУ ISO 9000-3:1998 и ДСТУ 3918 [29] (гармонизированный с ISO/IEC 12207:1995).
Проверка систем качества регулируется стандартами ДСТУ ISO 10011:1997 (части 1, 2, 3). В них содержатся требования к процедурам проверки, квалификации аудиторов систем качества, а также управлению программой проверок.
Достаточно полный обзор и рекомендации по применению стандартов ISO для создания систем управления качеством программной продукции можно найти в книге В.В. Липаева «Обеспечение качества программных средств. Методы и стандарты» [30].
10.4.2. Сертификация программных продуктов и систем управления качеством
Сертификация - это эффективный механизм обеспечения гарантии соответствия продуктов, технологий, используемых для их создания, а также системы управления качеством требованиям нормативно-методической базы качества продукции. Основные понятия в области сертификации продукции изложены в стандарте ДСТУ 2464 [31].
Сертификация выполняется аккредитованными независимыми Органами сертификации, которые призваны подтверждать, что продукция, выпускаемая предприятием (организацией), отвечает обязательным требованиям нормативных документов, а все технические административные и человеческие факторы, влияющие на ее качество, находятся под постоянным контролем. Результаты сертификации оформляются сертификатом.
Сертификация системы качества проводится в соответствии с ДСТУ 3419-96 [32], заключается в сравнение фактической информации о системе качества предприятия (организации) с выбранной моделью системы качества и может выполняться по инициативе Заявителя или по решению Органа сертификации продукции.
Цели сертификации могут быть разными:
• получение независимой оценки состояния системы качества для обеспечения внутренней уверенности в способности предприятия стабильно обеспечивать выпуск продукции, отвечающей установленным требованиям;
• получение сертификата соответствия как средства повышения доверия к предприятию со стороны потребителей и расширения рынков сбыта продукции (услуг);
• получение сертификата соответствия по требованию конкретного потребителя для повышения его уверенности в способности предприятия стабильно выполнять условия договора.
Продолжительность подготовки к сертификации составляет в среднем один-два года и зависит от множества факторов, основными из которых являются:
• уровень управления качеством на предприятии к моменту начала подготовки к сертификации (традиции в области управления качеством, уровень подготовки персонала, уровень взаимопонимания в отношениях с партнерами и т.д.);
• отношение руководства организации к вопросу управления качеством;
• наличие
аттестованных специалистов по сертификации систем качества.
Время на разработку и внедрение
системы качества можно сократить, если
подготовить несколько экспертов по сертификации системы качества из числа руководящих работников организации, а также группу экспертов по внутренним проверкам системы качества.
Последовательность шагов процесса сертификации системы качества указана ниже петитом [25].
1. Заявитель подает в Орган сертификации обращение о намерении сертифицировать систему качества.
2. Орган сертификации регистрирует заявку и уведомляет заявителя о ее принятии и условиях начала работы.
3. Заявитель оплачивает регистрационный взнос.
4. Орган сертификации регистрирует копию платежного поручения об оплате регистрационного взноса, уведомляет Заявителя о произведенной оплате и дает «добро» на начало работ.
5. Орган сертификации направляет Заявителю следующие документы: Форма декларации- заявки, Комплект исходных форм документов, Перечень документов, необходимых для предварительной оценки системы качества.
6. Заявитель предоставляет следующие документы: Декларация-заявка, Политика в области качества, Руководство по качеству, Анкета-вопросник (заполненная форма), Исходные данные для предварительной оценки производства (заполненная форма), Структурная схема организации, Структурная схема службы качества, Перечень документов системы качества.
7.Дополнительно Орган сертификации может запросить: Стандарт предприятия «Управление документацией», Стандарт предприятия «Внутренние проверки системы качества».
8. Орган сертификации проводит анализ комплектности представленной документации.
9. Орган сертификации уведомляет Заявителя о принятии заказа на сертификацию или об отказе в принятии заказа на сертификацию (в последнем случае - возврат к шагу 1).
10. Орган сертификации оформляет договор на проведение предварительной оценки системы качества.
II. Стороны подписывают договор и Заявитель производит оплату услуг Органа сертификации.
12. Орган сертификации назначает главного эксперта и формирует комиссию
13. Комиссия выполняет
анализ системы качества Заявителя по представленным исходным
документам
и материалам.
14. Комиссия составляет заключение по результатам предварительной оценки. В случае отрицательного заключения - возврат к шагу 1).
15. Орган сертификации оформляет договор на проведение второго этапа сертификации.
16. Стороны подписывают договор и Заявитель производит оплату услуг.
17. Комиссия разрабатывает программу проверки.
18. Комиссия проводит проверку.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.