Пусть n-канальная СМО (n > 2) с ожиданием без ограничений на длину очереди и на время ожидания в очереди работает с взаимопомощью между каналами типа "все как один". Будем предполагать, что входящий поток, поток обслуживаний каждым каналом и поток обслуживаний одновременно n каналами - простейшие с интенсивностью соответственно λ, μ и nμ. Если пронумеровать состояния данной СМО по числу заявок, находящихся в системе (в очереди и под обслуживанием), то множество состояний будет бесконечным:
s0— в системе нет заявок, все я каналов свободны, очереди нет;
s1— в системе 1 заявка под обслуживанием, все п каналов заняты обслуживанием этой заявки, очереди нет;
s2 — в системе 2 заявки: 1 заявка -- под обслуживанием и 1 заявка — в очереди, все и каналов заняты;
. . .
sк — в системе kзаявок: 1 заявка — под обслуживанием и (k-\) заявок в очереди, все n каналов заняты;
Очевидно, что размеченный граф состояний изучаемой СМО будет иметь следующий вид:
Рис 14.1.
Рассматриваемая СМО работает как одноканальная с ожиданием, изученная нами в разделе 6. Соответственно характеристики данной СМО можно вывести из характеристик одноканальной СМО с ожиданием заменой μ на nμ и ρ = λ/μ на ψ = ρ/n = λ/μn.
Параметры и характеристики эффективности функционирования многоканальной СМО с ожиданием и взаимопомощью между каналами типа "все как один" представлены в табл. 14.1 и 14.2.
Таблица 14.1
Параметры многоканальной СМО с ожиданием и взаимопомощью между каналами
типа "все как один"
№ п/п |
Параметры |
Обозначения, значения, формулы |
1 |
Число каналов обслуживания |
п>2 |
2 |
Интенсивность входящего простейшего потока заявок Пвх |
in Пвх = λ = const (λне зависит от времени t) |
3 |
Интенсивность простейшего "потока обслуживаний" каждым каналом |
μ = const (μ не зависит от времени t) |
4 |
Интенсивность простейшего "потока обслуживании" одновременно п каналами |
n μ |
5 |
Нет ограничений на максимальную длину очереди |
m = + ∞ |
6 |
Дисциплина взаимопомощи между каналами |
"Все как один" |
Таблица 14.2
Характеристики эффективности функционирования многоканальной СМО с ожиданием и взаимопомощью между каналами типа "все как один"
№ п/п |
Предельные характеристики |
Обозначения, формулы |
1 |
Показатель (коэффициент) нагрузки системы |
ρ = λ/μ |
2 |
Показатель нагрузки системы, приходящейся на один канал |
ψ = ρ/n = λ/μn |
3 |
Вероятности состояний |
|
4 |
Вероятность отказа |
Ротк,+ = 0 |
5 |
Вероятность приема в систему, или что то же, вероятность того, что заявка будет обслужена |
Рсис,+ = Роб,+ = 1 |
6 |
Относительная пропускная способность |
Q+ =1 |
7 |
Абсолютная пропускная способность |
A+ = λ |
8 |
Интенсивность выходящего потока |
ν+ = A+ = λ |
9 |
Среднее число заявок в очереди |
|
10 |
Среднее число заявок под обслуживанием |
Nоб,+ = ψ |
11 |
Среднее число занятых каналов |
|
12 |
Среднее число заявок в системе |
|
13 |
Среднее время ожидания заявки в очереди |
|
14 |
Среднее время обслуживания заявки |
|
15 |
Среднее время пребывания заявки в системе |
|
16 |
С введением взаимопомощи вероятность отказа не изменяется |
ротк,+ = ротк |
17 |
С введением взаимопомощи относительная пропускная способность не изменяется |
Q + = Q |
18 |
С введением взаимопомощи абсолютная пропускная способность не изменяется |
A + = A |
19 |
Среднее число Nоч,+ заявок в очереди с вводом взаимопомощи увеличивается |
|
20 |
С введением взаимопомощи среднее число заявок под обслуживанием уменьшается |
|
21 |
Среднее число Nсис,+ заявок в системе с вводом взаимопомощи уменьшается |
|
22 |
Среднее время Точ,,+ ожидания заявки в очереди с вводом взаимопомощи увеличивается |
Точ,,+ > Точ |
23 |
Среднее время ТVоб,+ обслуживания заявКи с вводом взаимопомощи уменьшается |
ТVоб,+ < ТVоб |
24 |
Среднее время Тсис,+ пребывания заявки в системе с вводом взаимопомощи уменьшается |
Тсис,+ < Тсис |
15. Многоканальная СМО с отказами и «равномерной» взаимопомощью между каналами
Анализ различных многоканальных систем, проведенный в разделах 12—14, показывает, что введение взаимопомощи между каналами типа "все как один" уменьшает среднее время пребывания заявки в системе, но ухудшает такие характеристики, как вероятность отказа, относительная и абсолютная пропускные способности, среднее число заявок в очереди и среднее время ожидания заявки в очереди. Поэтому возникает задача изменения дисциплины взаимопомощи таким образом, чтобы оно повлекло за собой уменьшение вероятности отказа и тем самым увеличение пропускной способности СМО.
Рассмотрим n-канальную СМО, на вход которой подается простейший поток заявок Пвх с интенсивностью λ. Поток обслуживаний одним каналом также простейший с интенсивностью μ.
Если заявка поступает в СМО, когда все п каналов свободны, то все и каналов приступают к ее обслуживанию. Если следующая заявка приходит в момент, когда все п каналов заняты (обслуживанием предыдущей заявки), то часть каналов переключается на ее обслуживание. Если во время обслуживания этих двух заявок поступает третья, то часть каналов переключается на обслуживание третьей заявки и т.д. до тех пор, пока каждая заявка, находящаяся в СМО, не окажется под обслуживанием только одного канала. При этом, очевидно, все каналы будут заняты, а заявка, пришедшая в этот момент, получает отказ и покидает СМО необслуженной.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.