Перечень тем курса Информационный менеджмент
(вопросы для аттестации, осень 2010)
Тема 1. Общие сведения по курсу Информационный менеджмент. Обоснование его выделения в отдельную дисциплину. Современные подходы к управлению.
Организация курса. Место курса в учебном процессе, связи с другими дисциплинами. Предмет курса. Цели и задачи курса. Составляющие курса Информационный Менеджмент (ИМ). Организация работы студентов в семестре. Портфолио студента. Перечень лабораторных работ в семестре. Цели лабораторных работ. Связь лабораторных работ с темами курса;
Место IT - службы в контуре управления фирмой. IT- служба фирмы - как средство управления и как предмет управления. Основные задачи ИТ-службы в роли средства управления. Основные функции ИТ-службы в роли предмета управления. Особенности IT-систем как объекта управления;
Обоснование выделения информационного менеджмента в отдельную дисциплину. Понятие информационного менеджмента. Краткая история развития ИТ-службы. Динамика технологий ИТ. ;
Современные подходы к управлению: традиционный, проектный, гибкие управляющие системы, процессный, CALS - непрерывная поддержка жизненного цикла изделия. Краткая характеристика каждого из подходов. Технология ИТ и ее соответствие управленческому подходу. Инструментальные средства ИТ, используемые при перечисленных подходах.
Тема 2 Управление и информация
Место и роль информации в управлении. Краткая история управленческих информационных технологий. Значение информации в управлении. Отношения ИТ-подразделения и основного бизнеса организации. Эволюция отношений;
Информационная пирамида организации. Модель информационной пирамиды. Уровни управления и количество информации. Информационные потоки пирамиды. Особенности информации на каждом из уровней управления;
Формальные методы при описании проблем управления. Уровни управления и формальные методы. Особенность задач управления на каждом из уровней, особенность информации и соответствующие им формальные методы.
Тема 3
Особенности задач и моделей стратегического менеджмента (СМ). Информационная поддержка СМ. Стратегическое управление ИТ-подразделением фирмы.
Особенности задач СМ, моделей и информационной поддержки
Нестабильность среды и предсказуемость будущего. Пирамида уровней управления. СМ - это видение фирмы из будущего. Особенность моделей СМ. Основные качественные и логические модели СМ. Особенность информационного обеспечения СМ;
Подходы к решению задач СМ. Инструменты и методы СМ: логические квадраты, SWOT анализ, структурирование функции качества (СФК), методы мозгового штурма, методы нечеткой математики, BSC - революционный метод в управлении за последние 75 лет;
Инструментальные средства СМ
DS - программнаясреда реализацииBSC.
Тема 4
Особенности задач и моделей оперативного менеджмента (ОМ). Информационная поддержка ОМ.
Цели и задачи оперативного планирования. Современное видение ОМ. Содержание деятельности по оперативному управлению производством. Ключевые моменты производственного менеджмента (основные рычаги управления) - Lead time, Set-up, Set-up-time..Push/pull systems. Основные задачи производственного менеджмента.
Особенность моделей ОМ. Основные модели ОМ. Особенность информационного обеспечения ОМ.
Способы решения задач ОМ. Инструменты и методы ОМ: (модели оперативно-календарного планирования, управления запасами, и т.д.). Модели управления запасами. Модели оперативного менеджмента. Контроль функционирования технологического процесса.
Информационная и инструментальная поддержка ОМ. Информационные потоки производственного менеджмента. MES системы. MES и ERP.
Современные и перспективные инструментальные средства ОМ. Международные стандарты информационных логистических систем - «толкающий» (Push) и «тянущий» (Pull) типы. Управление проектами. B2B-модель. XML-стандарт.
Различия между логистическими системами «толкающего» (Push) и «тянущего» (Pull) типами.
Особенности «выталкивающих» систем. Особенности «вытягивающих» систем. Пример реализации Pull- системы - JIT (точно-во-время). Информационная система Канбан. Реквизиты карточек Канбан. Пути снижения запасов
Тема 5.
Особенности задач и моделей Менеджмента качества. Особенности информационной поддержки качества. Инструментальные средства менеджмента качества. Управление качеством в ИТ-подразделениях фирмы.
Эволюция концепции качества (20 в. Европа) основные этапы, характеристики.
Основные принципы TQM (ориентация на потребителя, лидерство, вовлечение персонала, процессный подход, системный подход к менеджменту, принятие решения на основе фактов, непрерывное совершенствование, взаимовыгодное партнерство).
Основные инструменты качества. Стандартизация как инструмент качества. Основные ИТ стандарты. Использование инструментов качества на этапах жизненного цикла продукции. Информационная поддержка.
Система менеджмента качества (СМК). Содержание СМК. Информационная поддержка. Инструментальные средства поддержки СМК (ARIS, CASE, БИГ-мастер). Интеграция ИС и СМК организации.
Управление качеством в ИТ-подразделениях фирмы. CobIT. Сертификация.
Мониторинг внедрения ИТ и ИС, мониторинг их эксплуатации. Оценка и анализ их качества.
Тема 6
Управление инновациями. Управление проектами.
Общие сведения. Определение проекта. Треугольник проекта, цели, ограничения. Проектный подход, его особенности. Эффективность проектного подхода. Проект-менеджмент. Управление ИТ-проектами. Определение инновации. Понятие инновационного менеджмента. Особенности инноваций в области ИТ;
Жизненный цикл Информационной системы. Модель жизненного цикла. Ее особенности. Стадии жизненного цикла. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2005 Информационная технология. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем. Процессы: соглашения, предприятия, проекта, технические процессы. Процессы предприятия: процесс управления средой предприятия, процесс управления инвестициями, процесс управления процессами жизненного цикла системы, процесс управления ресурсами, процесс управления качеством.
Процессы жизненного цикла программных средств: разработка, внедрение и эксплуатация, состав и содержание работ. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99.
Приемы менеджмента для каждого этапа на фирмах-производителях и на фирмах-потребителях. Создание временных коллективов для внедрения ТИ и ИС и их менеджмент.
Стандарты управления проектами. Р2М- японский подход к управлению сложными проектами.
Тема 7 .
Эффективность ИТ
Проблемы определения эффективности ИТ (эффект и эффективность; основные факторы, определяющие проблемы; основные подходы в определении эффективности; эволюция влияния ИТ на бизнес; новое содержание понятия эффективность);
Методы оценки эффективности ИТ и их классификация (основания для классификации и примеры классификаций по каждому основанию);
Характеристика методов оценки эффективности ИТ (достоинства и недостатки основных методов);
Анализ риска при оценке проектов ИТ (классификация методов анализа влияния инфляции и фактора времени на эффективность инвестиций)
Экономическая оценка научно-технических программ (ценность по Ольсену, оценка Кифера, динамические показатели оценок);
Системы экспресс оценки проектов («Тройка», «Альт-Инвест-Прим», «Альт-Инвест», Project Expert, COMFAR-EXPERT)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.