«Медный Всадник» вместе с
«Полтавой» образуют самую
великую «Петриаду», которую
только в состоянии создать гений
великого национального поэта.
В.Г. Белинский
В начале своей работы я хочу остановиться на обосновании выбора темы своего исследования. На рубеже XIX-XX веков в России отмечается небывалый расцвет национальной культуры. Этот период с 90-х годов XIX века, названный Серебряным веком, вызвал небывалый подъем русской поэзии на новые вершины стиховой культуры.
Облик литературы Серебряного века во многом определяется своеобразием трех ярких литературных течений ― это акмеизм, символизм и футуризм. В это время в России появилось много ярких и своеобразных поэтов.
При знакомстве на уроках литературы в 11 классе с произведениями русских поэтов данного периода, я обратила внимание на тот факт, что многие из них обращались в своем творчестве к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» или, иными словами, испытали на себе поэтическое влияние поэмы. (А. Блок, О. Мандельштам, В. Маяковский). Но, когда я стала собирать и анализировать материал, их оказалось намного больше.
Сама поэма, которая представляет собой одно из самых глубоких, смелых и совершенных в художественном отношении произведений, занимает особое место в литературном наследии великого Пушкина и имеет не простую историю публикации. При более глубоком изучении данного вопроса мною был установлен следующий факт, что только в 1904 году был полностью опубликован первоначальный авторский текст поэмы, то есть ровно 100 лет назад. Это была как раз середина Серебряного века.
Медный всадник ― это поэтическое название скульптуры Фальконе ― памятника Петру I. Знаменитый монумент является одним из главных символов Петербурга. Образу Петербурга в поэме отведено большое место. Поэт вдохновенными стихами прославляет «великие думы» Петра, его творенье ― «град Петров», новая столица русского государства, встроенная в устье Невы «под морем», «на мшистых топких берегах» из соображений военно-стратегических («отсель грозить мы шведу»), экономических («сюда по новым берегам все флаги в гости будут к нам»).
Из отдельных образов (во «Вступлении») составляется цельный величественный образ Петербурга. В поэме у Пушкина образ города ― это символ новой преображенной России, громадное, прекрасное чудо, сотворенное в тяжком кровавом труде молодой нацией, поднявшейся на новый рубеж своего всемирно-исторического бытия.
В то же время «Медный всадник»― одно из величайших созданий А.С. Пушкина. Среди произведений, по которым Ф. Энгельс изучал русский язык, были роман в стихах «Евгений Онегин» и поэма «Медный всадник». Поэма была написана в1833 году, но при жизни Пушкина она не была опубликована, так как с 1826 года Николай I стал личным цензором поэта. Это произошло после жестокого подавления восстания Декабристов на Сенатской площади.
В поэме мы читаем следующие описательные наименования памятника Петру I:
И львов, и площадь, и того,
Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того, чьей волей роковой
Под морем город основался....
Кроме метафорически осмысленной меди, в поэме есть еще один металл ― железо:
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Здесь «железный» имеет значение не столько ― крепкий, сильный, мощный, сколько ― жестокий, беспощадный, суровый.
Личность Петра I полководца, государственного деятеля и человека занимала Пушкина на протяжении многих лет. Петр I в пушкинских стихах, поэмах ― личность многогранная, одаренная и внутренне противоречивая. Показательна та, «итоговая» характеристика, которую дает А.С. Пушкин Петру I: «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости; вторые нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности ― вторые вырвались у самовластного помещика».
В свете этой характеристики становится понятным почему Всадник ― Медный. Благородную бронзу ― материал бессмертия, славы и благодарности потомков ― Пушкин заменил прозаически утилитарной медью.
«Петр» А. Блок
Сойдут глухие вечера,
Змей расклубится над домами,
В руке протянутой Петра
Запляшет факельное пламя...
Он будет город свой беречь,
И, заалев перед денницей,
В руке простертой вспыхнет меч
Над затихающей столицей.
В январе 1905 года Максимилианом Волошиным было написано поэтическое произведение «Предвестия», где автор, обращаясь к Медному всаднику и Петру I, говорит:
О, Бронзовый Гигант! ты создал призрак-город,
Как призрак-дерево из семени факир…
Город Петербург поражал и не перестает поражать воображение сказочной быстротой и планомерностью создания. В отличии от других городов, выраставших постепенно, он воспринимался как город вымышленный. Автор называет Петербург призрак-город, то есть не реальный, не существующий. В этом я вижу первый мотив произведения.
9 января 1905 года произошел расстрел царскими войсками мирной манифестации рабочих. События «Кровавого воскресенья» вызвали взрыв народного возмущения в котором М. Волошин услышал звуки приближающейся первой русской революции (1905-1907 года). Он пишет:
Уж занавес дрожит перед началом драмы,
Уж кто-то в темноте ― всезрящий, как сова,
Чертит круги и строит пентаграммы,
И шепчет вещие заклятья и слова.
Это небольшое по объему стихотворение было написано в день кровавых событий, за что Николай I I был назван «кровавым». И хотя М. Волошин называет Петербург городом-призраком, события в нем развиваются очень реальные и очень трагические, которые и являются предвестиями: вначале, первой русской революции 1905-1907 гг., а затем расстрела царской семьи в Екатеринбурге в 1918 году.
В конце ХIХ ― начале ХХ веков в русской литературе возникает направление символизм. Символисты видели в поэзии источник познания, а в символе ― средство этого познания.
Одним из ярких представителей русских символистов был В.Я. Брюсов. В 1906 году Валерий Брюсов пишет очень интересное, на мой взгляд, стихотворное произведение под названием «К Медному всаднику»:
В морозном тумане белеет Исакий,
На глыбе оснеженной высится Петр…
Стоял ты, когда между криков и гула
Покинутой рати ложились тела,
Чья кровь на снегах продымилась, блеснула
И полюс земной растопить не могла!
Автор обращает нас к жестоко подавленному восстанию декабристов 14 декабря 1825 года, которое происходило на Сенатской площади у подножья памятника «Медный всадник». Далее мы читаем о Петербурге:
Но северный город ― как призрак туманный,
Мы, люди, проходим, как тени во сне.
Лишь ты сквозь века, неизменный, венчанный,
С рукою простертой летишь на коне.
И читатель невольно сопоставляет два события: победа над шведами в Северной войне ― Медный всадник растоптал копытом змею. И подавление восстания декабристов ― лучшие сыны России пали как жертвы мысли безрассудной. И далеко назад было отброшено в своем развитии русское общество. Медный всадник у Брюсова выступает как символ самодержавия: он готов растоптать любого, кто посмеет выступить против.
растоптали советские войска фашистскую гидру у стен рейхстага, как растоптал ее Медный всадник в скульптуре Фальконе, воплощенный в бронзе. А между тем в поэме у Пушкина Всадник ― только медный, а конь ― только бронзовый. И этот факт меня очень заинтересовал, и я решила это осмыслить.
Четкое разграничение металлов (медь, бронза) сделано в поэме очень символично. Слово «бронзовый» у Пушкина имеет только одно прямое значение: «сделанный из бронзы». А прилагательное «медный», кроме прямого значения: «сделанный из меди», имеет еще и другое значение, когда входит в устойчивое словосочетание «медный лоб» (символ твердолобости). И не случайно в поэме нет ни одного случая употребления слова «медный» по отношению к коню, в то время, как Всадник всегда «медный».
ВЫВОДЫ:
1. Поэма Пушкина «Медный Всадник» оказала сильное поэтическое влияние на творчество русских поэтов первой половины ХХ века, которые считали за честь иметь в своем литературном наследии произведения написанные в духе «Медного Всадника».
2. Мощное силовое поле пушкинской поэзии привело к тому, что произошло уникальное слияние памятника архитектуры с литературным памятником.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.