11. КИНЕМАТИЧЕСКИЕ И СИЛОВЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПЛАНЕТАРНого РЕДУКТОРа
(лабораторная работа № 11)
Цель работы: изучить кинематическую схему и конструкцию планетарного редуктора, определить его кинематические параметры и КПД при различных режимах работы.
Краткие теоретические сведения
Механизмы зубчатых передач с подвижными осями
В трехзвенном зубчатом механизме (рис. 11.1) зубчатое колесо 1 неподвижно, зубчатое колесо 2 имеет подвижную ось О2. Звено Н входит во вращательные пары О1 со стойкой О2 с зубчатым колесом 2. При вращении звена Н с угловой скоростью колесо 2 обегает неподвижное колесо 1, вращаясь с угловой скоростью вокруг мгновенного центра вращения Р0. Колесо 1 называется центральным колесом, колесо 2 — сателлитом, звено Н — водилом. Связь между угловыми скоростями и устанавливается следующим образом: для скорости точки О2, являющейся общей для колеса 2 и водила Н, имеем:
. (11.1)
Следовательно, передаточное отношение
. (11.2)
Из этих равенств видно, что — есть передаточное отношение при неподвижном колесе 1, а — передаточное отношение трехзвенного зубчатого механизма с колесами, имеющими неподвижные оси, т.е. при неподвижном водиле Н. В дальнейшем, чтобы знать, у какого неподвижного звена определять то или иное передаточное отношение, будем в скобках ставить индекс того звена которое неподвижно:
. (11.3)
Простейший планетарный редуктор, состоящий из четырех звеньев, можно получить из планетарного механизма, если в него ввести еще одно зубчатое колесо 3 с осью О3, входящее в зацепление с сателлитом 2 (рис. 11.2).
Передаточное отношение от вала О3 к валу ОН определяют по формуле
. (11.4)
Рис. 11.2. Схема планетарного редуктора Джемса
Передаточное отношение
,
тогда
.
Если ввести в это уравнение радиусы начальных окружностей или числа зубьев , то формула примет вид
(11.5)
или
(11.6)
Передаточное отношение от водила Н к колесу 3 редуктора находят из выражения
(11.7)
или
. (11.8)
По-прежнему
, (11.9)
отсюда
. (11.10)
Рассмотренный нами планетарный редуктор называется редуктором Джемса (рис. 11.2). Планетарный редуктор такого типа можно составить также из круглых конических колес (рис. 11.3).
Передаточное отношение редуктора с коническими колесами (рис. 11.3) определяют по (11.5) — (11.8). Планетарный редуктор, выполненный по схеме, показанной на рис.2.4, называют редуктором Давида. Передаточное отношение от вала О3 к валу ОН находят по формуле
. (2.11)
Из этого равенства следует, что если подобрать числа зубьев колес 1, 2, 2´, 3 так, чтобы второй член в уравнении был близок к единице, то передаточное отношение может быть весьма мало. Возможна модификация редуктора Давида (рис. 11.5) с сателлитом, входящим в два внутренних зацепления. Обычно в этой модификации ведущим является водило Н, и передаточное отношение от вала ОН к валу О3 определяют по формуле
(11.12)
Рис. 11.5. Модификация планетарного редуктора Давида
Сателлитные механизмы с двумя или более степенями подвижности называют дифференциальными механизмами или просто дифференциалами. Примером такого дифференциала может служить механизм, у которого соосны колеса 1, 2 и водило Н (рис. 11.6).
Колеса 1, 2 и водило Н вращается с угловыми скоростями и . Число подвижных звеньев в механизме , число вращательных пар V класса . Эти три пары и , в которые входят звенья 1, 2 и Н со стойкой, и пара О3, куда входит водило Н и звено 3. Число пар IV класса . Это входящие в зацепление колеса 1, 3 и 3, 2. Следовательно, по структурной формуле число степеней подвижности механизма
. (11.14)
Рис. 11.6. Простейший дифференциальный механизм
Таким образом, для определенности движения механизма необходимы законы движения двух звеньев. Выбор последних может быть произвольным. Например, можно задаться законом движения звеньев 2 и Н, т.е. законами изменения углов поворота и Н звеньев 2 и Н. Тогда угол поворота звена 1
.
По правилу дифференцирования сложных функций с несколькими переменными получаем
,
где
.
Из вышеописанного получим
. (11.15)
Уравнение (11.15) связывает угловые скорости звеньев 1, 2 и Н. Угловая скорость колеса 3 не входит в это уравнение, так как колесо 3 является паразитным (паразитным называется зубчатое колесо, которое не влияет на величину передаточного отношения механизма). Частные производные от угла по углам и (см. формулу 11.15) являются соответствующими передаточными отношениями при неподвижных звеньях 2 и Н:
, .
Теперь уравнение (11.15), связывающее угловые скорости звеньев 1, 2 и Н можно переписать в виде
.
Передаточное отношение представляют в виде
.
Тогда
.
После преобразования или
, (2.16)
где и — соответственно количество оборотов в минуту звеньев 1, 2 и Н.
Эта формула является формулой Виллиса для дифференциалов.
Коэффициент полезного действия
В планетарных передачах КПД зависит от величины потерь во всех зацеплениях, а также от величины и знака передаточного отношения. Значение коэффициента потерь в каждом из зацеплений планетарного редуктора рассчитывают по формуле
, (11.17)
где и — числа зубьев первого и второго зубчатых колес; — коэффициент трения в зубчатом зацеплении.
При консистентной смазке для открытых зубчатых передах = 0,1…0,16. В формуле (11.17) знак (+) означает внешнее зацепление, (+) — внутреннее.
Полный коэффициент потерь во всех зацеплениях передачи
. (11.18)
КПД исследуемой планетарной передачи рассчитывают по формуле
. (11.19)
Практическая часть
Приборы и принадлежности: прибор типа ДП5А для изучения работы планетарного редуктора, секундомер.
Устройство и работа установки
Прибор ДП5А, изображен на рис. 11.7. Все узлы смонтированы на литом основании 16, внутри которого расположены блоки управления прибором.
Узел электродвигателя смонтирован на литом кронштейне 17. Статор электродвигателя 3 установлен в двух шарикоподшипниковых спорах 2 и 6 (балансирный электродвигатель). Ротор электродвигателя упругой муфтой 7 соединяют с входным валом редуктора.
К левой стороне кронштейна 17 закреплен цилиндрический корпус 1, в котором установлен тахометр, измеряющий частоту вращения ротора электродвигателя.
В передней части кронштейна смонтировано измерительное устройство, состоящее из тензоболочки 5, индикатора 4 и державки индикатора. Этим устройством воспринимается и измеряется реактивный момент электродвигателя.
Испытуемый планетарный редуктор 9 представлен шестью зубчатыми колесами (рис. 11.8). Ведущее зубчатое колесо () вращается вокруг своей оси, а центральное колесо 3 () жестко связано с корпусом редуктора. Водило Н с двумя парами сателлитов () и (), находящимися в зацеплении с центральными колесами, выполнено совместно с валиком, который муфтой 10 соединен с нагрузочным устройством.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.