10. КИНЕМАТИЧЕСКИЕ И СИЛОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
РЕДУКТОРА С ЦИЛИНДРИЧЕСКИМИ
ПРЯМОЗУБЫМИ КОЛЕСАМИ
(лабораторная работа № 10)
Цель работы: определить кинематические характеристики редуктора; изучить его конструкцию, исследовать зависимость КПД от изменения величин нагружающего момента и частоты вращения вала электродвигателя.
Краткие теоретические сведения
Кинематические
параметры и размеры
некоррегированной прямозубой передачи
В машино- и приборостроении широко распространен способ передачи движения и механической энергии с помощью зубчатых передач (редукторов). Зубчатые зацепления обладают существенными достоинствами: малыми размерами, высоким КПД, большой долговечностью и надежностью, постоянством передаточного числа. К недостаткам зубчатых передач можно отнести необходимость высокой точности изготовления, шум при больших окружных скоростях.
Основной характеристикой зубчатых колес является модуль
, (10.1)
где р – окружной шаг, мм.
Делительный диаметр шестерни d1 и колеса d2 определяют по формулам:
,
, (10.2)
здесь z1 и z2 - числа зубьев соответственно шестерни 1 и колеса 2 (рис.10.1).
Диаметр выступов
. (10.3)
Диаметр окружности впадин
, (10.4)
где с* - коэффициент радиального зазора в зубчатом зацеплении,
при
мм,
при
мм,
при
мм.
Угловые скорости ведущего и ведомого звеньев связаны через передаточное отношение
, (10.5)
где — угловая
скорость звеньев, с-1,
— частота
вращения звеньев, об/мин.
![]() |
Передаточное число редуктора
. (10.6)
Здесь —
передаточное число зубчатой пары;
— число зубчатых
зацеплений в редукторе. Для исследуемого редуктора передаточные числа всех ступеней
одинаковы, а число передач
= 6. в этом случае
передаточное число редуктора
.
При ведущем первом зубчатом колесе передаточное число пары определяют по формуле
. (10.7)
Потери мощности и КПД редуктора
Потери мощности в зубчатых редукторах определяются коэффициентом
. (10.8)
Коэффициенты характеризуют
соответственно потери мощности в зубчатом зацеплении, в подшипниках и на
разбрызгивание масла.
Кроме того, у редуктора могут быть дополнительные устройства, например, вентилятор или масляный насос, привод которых также требует затрат мощности. Коэффициенты отдельных видов потерь определяют по эмпирическим формулам. Основную долю составляют потери в зубчатых зацеплениях:
, (10.9)
где с = 1, если сила в зацеплении Н;
при
Н;
—
коэффициент трения в зубчатом зацеплении. Для открытых передач с консистентной
смазкой
= 0,1...0,16 .
В зубчатом зацеплении окружное усилие
, (10.10)
здесь - число
зацеплений в редукторе;
— число валов в
редукторе;
— крутящий момент на
-м валу, Н·мм (при
).
Расчетные значения коэффициента потерь в
подшипниках качения и в аналитическом
определении КПД не используются.
Коэффициент ,
учитывающий потери мощности на разбрызгивание масла, в данном случае равен
нулю, так как зубчатые передачи в экспериментальном редукторе смазывают
консистентной смазкой. КПД редуктора связан с коэффициентом потерь зависимостью
. (10.11)
КПД испытуемого редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами определяют по зависимости
. (10.12)
где — момент на валу
двигателя, Н·мм;
— тормозной момент, Н·мм;
— передаточное число редуктора;
— показание 8-го индикатора (число
делений);
— показание 17-го индикатора (число
делений).
КПД зубчатых пар в редукторе установки ДПЗА равны между собой, поэтому для одной зубчатой пары КПД
, (10.13)
где — число передач
для данного редуктора.
Практическая часть
Приборы и принадлежности: прибор для изучения работы цилиндрического редуктора ДПЗА, секундомер, штангенциркуль.
Устройство и работа установки
Прибор ДПЗА, изображенный на рис.10.2, смонтирован на литом металлическом основании 1 и состоит из узлов электродвигателя, испытуемого редуктора и нагрузочного устройства.
Узел электродвигателя смонтирован на литом кронштейне 2. Статор 4 установлен в двух шарикоподшипниковых опорах 5 и 6 (балансирная установка двигателя). Ротор упругой муфтой 7 соединен с входным валом редуктора. На левой стороне кронштейна 2 закреплен цилиндрический корпус 3 , в котором установлен тахометр, измеряющий частоту вращения ротора электродвигателя. В передней части кронштейна смонтировано измерительное устройство, состоящее из плоской пружины 9, индикатора 8 и планки крепления. Это устройство воспринимает и измеряет реактивный момент электродвигателя.
Испытуемый редуктор 10 состоит из шести одинаковых пар цилиндрических зубчатых колес, установленных на шарикоподшипниковых опорах. Выходной вал редуктора соединен с валом нагрузочного устройства муфтой 12. Верхняя часть корпуса имеет легкосъемную крышку 11 из органического стекла. Масляная ванна в редукторе отсутствует, зацепления и подшипники смазывают консистентной смазкой.
Нагрузочное устройство, имитирующее рабочую нагрузку редуктора, представляет магнитный порошковый тормоз 13. При подаче тока в обмотку электромагнитная смесь, заполняющая внутреннюю полость тормоза, оказывает сопротивление вращению ротора, т.е. создает момент на выходном валу редуктора, одновременно поворачивается статор в опорах14 и 15, который деформирует плоскую пружину 16 измерительного устройства, связанную с индикатором 17.
Панель управления 18 установлена на лицевой стороне основания 1. Здесь расположены тумблеры включения питания электродвигателя 19 и тормозного устройства 20, предохранители, сигнальная лампа и потенциометры регулирования частоты вращения ротора электродвигателя 21 и величин тормозного момента 22.
Техника безопасности
1. Не разрешается включать установку в электросеть без разрешения преподавателя.
2. Запрещается включать установку со снятой крышкой 11 редуктора.
3. Запрещается во время работы притрагиваться к вращающимся частям установки.
4. Перед включением тумблеров «Двигатель» и «Тормоз» потенциометры 21, 22 повернуть против часовой стрелки до упора.
5. При включении прибора в сеть следить за соблюдением полярности.
6. Тумблер «Тормоз» включать только на время соответствующих замеров.
Порядок выполнения работы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.