Концепции сущности государства, страница 3

2)  Республика – такая форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть производна от народа (точнее от власти народа). Признаки республики:

a.  Коллективное правление (законы принимает коллегиальный орган народного представителсьтва - парламент).

b.  Выборность высших органов госвласти.

c.  Народный суверенитет, то есть источник всей власти – народ.

d.  Ограниченность срока полномочий власти (срочное правление).

e.  Предусмотренная возможность юридической отвесенности высших должностых лиц.

  i.  Президентские – характеризуется тем, что это внепарламентский способ избрания президента. Он избирается либо всенародно, либо коллегией выборщиков (США). Президент относится к виду сильных президентов, то есть он не только глава государства, он еще и глава правительства. Следовательно, оно формируется единолично и отвественно только перед ним. Президент не в праве распустить парламент, а соотвественно парламент вправе повлиять на президента как косвенно, принимая бюджет, так и напрямую, инициировав процесс импечмента. Парламент не может вынести правительству так называемый вотум недоверия. Президент вправе наложить отлагательное вето на решение парламент (не абсолютное!) (США).

  ii.  Парламентские – президент избирается любо парламентом, либо коллегией образуемой на основе парламента. Таким образом мы получаем слабого президента но сильный парламент. Парламент формирует правительтво из числа партий победитвших на выборах или из парламентского большинства, оно ему подотчетно и подконтрольно. Президент такая же номинальная фигура как монарх при парламентской монархии, на нем представитеские функции, а его право принимать решения органичено все той же контрассигнатурой.

  iii.  Смешанные (полу-ПП) Французская модель, 50ые годы. Создавалась под де Голля, но прижилась. Сильный президент избираемого внепарламеннтским путем, который не может единолично формировать правительство. Правительтво формируется совместно президентом и парламентом. Правтельсо несет двойную отвественноть. В отличии от парламентский, в смешанной, вотум недоверия правительству не означает его отставки. Президент получает возможность выбирать, кто должен быть распущен в результате вотума недоверия, тоесть может последовать мнению парламент и отправить в отставку правительство, либо распустить праламент и назначить новые выборы.