Краткое описание тем и примерные планы курсовых работ, страница 6

Во втором вопросе курсовой работы требуется подробно описать 2…3 любые вышеупомянутые системы, например, биологическую (например, биосферу) и геологическую (тектонические плиты, вулканические процессы) или экологическую и  социальную системы и факторы, влияющие на их возможные состояния (определенные химические вещества (концентрация), энергетические источники (температура, давление), длительное время, влияние солнечной активности и т. д.). Дело в том, что самоорганизация протекает только при достижении определенных «пороговых» значениях факторов, способствующих переходу от хаоса к порядку или от менее сложного к более сложному. Таким образом, следует проанализировать существующие гипотетические теории самостоятельной эволюции этих систем и относительно недавнюю версию возможного управления поведением (развития) данных систем извне (Антропный принцип).

Рекомендуемая первоочередная литература: учебник «КСЕ» (Дубнищева Т. Я.). На эту тему есть статьи у Снежко (Голенковой) А. А. и у Жереба В. П. вместе со студентами в разделе «Лекционный материал и материалы для самостоятельного освоения дисциплины», файлы «Актуальные проблемы авиации и космонавтики...» (2007, 2008, 2009), связанные с самоорганизацией, гипотезами возникновения жизни и антропным принципом, например «Фундаментальный антропный принцип и гипотезы происхождения жизни на земле» (2008).

Примерный план:

1. Процессы в сложных системах.

2. Самоорганизация природных систем и антропный принцип.

            2.1. Самоорганизационные процессы в биологии.

            2.2. Самоорганизационные процессы в геологии.

            2.3. Самоорганизационные процессы в экологии.

            2.4. Самоорганизационные процессы во Вселенной (любые 2…3 системы из 4-х предложенных).

29. Глобальные проблемы человечества: их причины и пути решения

В курсовой работе рассматриваются глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, особенности каждой проблемы в отдельности, причины их возникновения и пути решения. В заключении дается общий анализ всего комплекса рассмотренных проблем.

На эту тему есть статьи у Снежко (Голенковой) А. А. и у Жереба В. П. вместе со студентами в разделе «Лекционный материал и материалы для самостоятельного освоения дисциплины», файлы «Актуальные проблемы авиации и космонавтики...» (2006, 2007), связанные с ноосферой (две статьи в 2006 и 2007), энергетическими проблемами (статья, 2007) и глобальными проблемами (статья, 2007).

Примерный план:

1. Проблема сохранения мира.

2. Экологическая проблема.

3. Проблема мирового океана.

4. Энергосырьевая (или Энергетическая) проблема.

5. Демографическая проблема.

6. Продовольственная проблема.

30.Устойчивость сложных систем

В первом вопросе необходимо рассмотреть понятие самоорганизации (это процесс перехода от менее сложного к более сложному или от хаоса к порядку, проходящий через точку бифуркации или начинающийся с нее, данный процесс изучается в синергетике), при каких условиях протекает данный процесс и в каких системах (сложных открытых нелинейных), дать определение этим системам, привести подробные примеры различных самоорганизационных процессов в физико-химических системах (лазер, турбулентное течение, ячейки Бенара, реакция Белоусова-Жаботинского), упомянуть про самоорганизацию в социальных системах (коллектив, работающий с полной самоотдачей во имя идеи или высокой прибыли, процесс воспитания ребенка, организация гражданского, правового общества), в биологических и геологических системах, (пример самоорганизации – это эволюция литосферы, гидросферы, биосферы).

Во втором вопросе курсовой работы требуется подробно описать 2…3 любые вышеупомянутые системы, например, биологическую (например, биосферу) и геологическую (тектонические плиты, вулканические процессы) или экологическую и  социальную системы и факторы, влияющие на их возможные состояния (определенные химические вещества (концентрация), энергетические источники (температура, давление), длительное время, влияние солнечной активности и т. д.). Дело в том, что самоорганизация протекает только при достижении определенных «пороговых» значениях факторов, способствующих переходу от хаоса к порядку или от менее сложного к более сложному. Таким образом, следует проанализировать влияние указанных факторов на устойчивое развитие данных систем и обсудить возможность обратного перехода – от порядка к хаосу (деградация в лучшем случае или в худшем –  переход к смерти).

Рекомендуемая первоочередная литература: учебник «КСЕ» (Дубнищева Т. Я.). На эту тему есть статьи у Снежко (Голенковой) А. А. и у Жереба В. П. вместе со студентами в разделе «Лекционный материал и материалы для самостоятельного освоения дисциплины», файлы «Актуальные проблемы авиации и космонавтики...» (2007, 2008), связанные с самоорганизацией, гипотезами возникновения жизни.

Примерный план:

1. Процессы в сложных системах.

2. Самоорганизация природных систем и антропный принцип.

            2.1. Самоорганизационные процессы в биологии.

            2.2. Самоорганизационные процессы в геологии.

            2.3. Самоорганизационные процессы в экологии.

            2.4. Самоорганизационные процессы во Вселенной (любые 2…3 системы из 4-х предложенных).

Дополнительно:

«Нанотехнологии»

В курсовой работе следует рассмотреть вопросы, связанные с историей открытия наноматериалов (жидкие кристаллы, аморфные материалы, продукты генной инженерии, текстиль с особыми структурой и свойствами и т. д. В ходе обсуждения необходимо описать способы получения, структуру и уникальные свойства наноматериалов и их возможное применение.

Примерный план:

1. Аморфные материалы.

2. Жидкие кристаллы.

3. Нанотехнологии в генетике.

4. Текстильные наноматериалы.

5. … (по желанию).

Любые  3…4 на выбор, если недостаточно по объему, можно выбирать большее количество видов.