I Расчет привода
1. Расчет требуемой мощности электродвигателя
,
где :
- клиноременная передача, равна 0,94…0,96, принимаем =0,95;
- коническая закрытая передача, равна 0,95…0,98, принимаем =0,97.
[1, т.3]
.
По требуемой мощности выбираем электродвигатель по ГОСТ, причем Рдв≥Ртр [1,т4].
Из таблицы выписываем справочные данные двигателя:
тип – АО2 – 61 – 6
Рдв=10кВт -мощность двигателя
nдв=970об/мин. – число оборотов.
Выбираем диаметр вала двигателя: dдв=42мм [1,т6].
2. Расчет мощности на каждом валу привода
Р1=Рдв=10кВт – мощность на ведущем валу двигателя;
Р2=Р1ηклр=10кВт,0,95=9,5кВт – мощность на промежуточном валу привода;
Р3=Р2ηкз=9,5.0,97=9,2кВт – мощность на ведомом валу конической закрытой передачи.
3. Расчет передаточных чисел привода
Передаточное число показывает во сколько раз снижается угловая скорость и частота вращения выходной величины по сравнению с входной.
Общее передаточное отношение:
,
где - угловая скорость ведущего вала привода;
n1=nдв=970 об/мин – число оборотов ведущего вала привода.
.
Разбиваем передаточное число по ступеням привода:
Uобщ=U1U2,
где U1 – передаточное число клиноременной передачи;
U2 – передаточное число конической закрытой передачи, равное 4.
Из выражения для Uобщ находим U1:
.
Чтобы соответствовать рекомендуемым значениям: Ррек=2…4 [1,т7].
4. Расчет угловых скоростей и числа оборотов каждого вала
w1=101.5 (1/c) – угловая скорость ведущего вала привода;
- угловая скорость на ведущем валу плоскоременной передачи;
- угловая скорость на ведомом валу конической закрытой передачи;
- число оборотов ведущего вала привода;
- число оборотов на ведущем валу плоскоременной передачи;
- число оборотов на ведомом валу конической закрытой передачи.
5. Расчет крутящего момента на каждом валу привода
- крутящий момент ведущего вала привода;
- крутящий момент на ведущем валу клиноременной передачи;
- крутящий момент на ведомом валу конической закрытой передачи.
II Расчет муфты с сегментной шпонкой
Муфта подбирается по ГОСТ по диаметру вала двигателя: dдв=42мм. Расчетный крутящий момент:
Тр=Т1Кр, Нм,
где Кр – коэффициент режима работы, равный Кр=1,5 [2,т17.1]
Тр=1,5.99=149 (Нм).
Необходимо выполнить условие, что Тр≤[Тр].
Выбираем из таблиц:
[Тр]=280Нм – допустимый расчетный крутящий момент
D=60мм- диаметр муфты
L=120мм – длина муфты. [2,т17.2]
147Нм<280Нм. Условие выполняется.
Размеры шпонки: b×h×d: 10×13×32 (мм),
где b – ширина шпонки, h – высота шпонки, d –диаметр муфты;
Глубина паза вала: t1=10(мм);
Глубина паза втулки: t2=3.3(мм);
Расчетная длина: l =31.4(мм). [2, т4.2]
1. Расчет втулки на кручение:
,
где Wρ – полярный момент сопротивления:
где .
. Условие выполняется.
- Расчет шпонки на смятие
,
где ,
- рабочая длина;
;
Следовательно:
.
- Расчет шпонки на срез
,
где ;
Аср=b.l=10.31.4=314мм2.
.
Вывод: условия прочности выполняются.
III Расчет быстроходной ступени редуктора.
Данные:
Р2 = 9,5 кВт - мощность на ведущем валу редуктора,
ω2 = 50.4 1/с - угловая скорость на ведущем валу редуктора,
Р3 = 9.2 кВт - мощность на ведомом валу редуктора,
ω3 = 22,6 1/с - угловая скорость на ведомом валу редуктора,
Uк = 4 - передаточное число конической зубчатой закрытой передачи,
Т2 = 188 Н·м - крутящей момент на ведущем валу редуктора,
n2 = 482 об/мин - число оборотов на ведущим валу редуктора,
Т3 = 730 Н·м - крутящий момент на ведомом валу редуктора,
n2 = 120,5 об/мин - число оборотов на ведомом валу редуктора.
Назначаем материал зубчатых колес:
- для шестерни - сталь 45 улучшенная твердостью 230 НВ, для которой допускаемое контактное напряжение [σк]2 = 432 МПа, допускаемое напряжение при изгибе [σu]2 = 303 МПа; [2, с.185]
- для колеса - сталь 45 нормализованная, твердостью 210 НВ, для которой [σк]3 = 400 МПа, допускаемое напряжение при изгибе [σu]2 = 303 МПа; [2, с.185]
1) Внешний делительный диаметр большего (ведомого) конического колеса:
мм
где Т3 = 730 103 Н·мм - крутящий момент на ведомом валу редуктора,
[σк]3 = 400 МПа - допускаемое контактное напряжение колесе,
kβ - коэффициент распределения нагрузки по длине зуба принимаем в зависимости от коэффициента :
где Ψbd = коэффициент ширины венца зубчатых колес,
назначаем Ψba = 0,4 [1, c.30]
Ψbd =
Следовательно kβ = 1,3 [2, т.9.11].
2) Назначаем число зубьев шестерни:
z2 = 36.
3) Число зубьев колеса:
z3 = z3 Uк = 36*4 = 144.
4) Внешний окружной модуль зацепления колес:
m = de3/z3 = 218.72/144 = 1.518 мм;
Принимаем по ГОСТ m = 2,25 мм [1, c.30].
5) Уточняем значение внешнего делительного диаметра колеса и округляем по ГОСТ:
de3 = m z3 =2,25*144 = 324, мм
принимаем по ГОСТ de3 = 355 [2, т.9.4].
6) Основные геометрические параметры конической зубчатой передачи:
- Конусное расстояние:
=166.986 мм.
- Длина зуба (ширина зубчатого венца) шестерни и колеса:
b = 0.3 R = 0.3*166.986 = 50 мм,
по ГОСТ принимаем b = 52 мм в зависимости от передаточного числа Uк . [2, т.9.5]
- Внешний делительный диаметр шестерни
de2 = m z2 = 2,25*36 = 81 мм.
- Углы при вершинах начальных конусов δ, для шестерни угол δ2 находим из условия:
ctg δ2 = Uк, откуда δ2 = 15,6 град;
для колеса δ3 = 900-15,60 = 74,4 град;
- Средний делительный диаметр шестерни:
- Средний делительный диаметр колеса:
- Диаметр выступов зубьев
для шестерни da2=de2+2 m cosδ2 = 81+2*2.25*cos15.6 = 85.32 мм,
для колеса
- Диаметр впадин зубьев:
,
.
7) Средняя окружная скорость:
где d2 = 76.132 мм =76,132 103 м,
n2 = 482 об/мин,
8) Степень точности передачи.
Принимаем степень точности передачи S в зависимости от окружной скорости V.
S = 9.
9) Проверочный расчет передачи на контактную прочность:
;
где Т3 = 730 103 Н·мм - крутящий момент на ведомом валу редуктора,
d3 = 270,69, мм - средний делительный диаметр колеса,
b = 52, мм - длина зуба (ширина зубчатого венца) шестерни и колеса,
kβ =1,3 - коэффициент распределения нагрузки по длине зуба.
Следовательно, условие прочности выполняется.
10) Конструктивные размеры ведомого зубчатого колеса:
- диаметр вала под зубчатым колесом
мм
где Т3= 730*103 МПа,
[τк]= 25 МПа, - допустимое напряжение при кручении,
принимаем d = 53 мм.
- длина ступицы колеса:
Lст = (1,2÷1,5) d = (1,2÷1,5)*53 = (63,6÷79,5) мм,
т.к должно выполняться условие, что Lст ≥ b, где b =52. выбираем Lст = 79 мм.
- диаметр ступицы колеса:
dст = 1,6 d = 1.6*53 = 84,8 мм.
- толщина зубчатого венца:
Δ = (2,5÷4) m = (2,5÷4) 2,25 = (5,6÷9) мм,
т.к Δ должно быть не менее 10 мм, следовательно принимаем Δ =10 мм.
- толщина диска:
С = (0,2÷0,3) b = (10.4÷15.6) мм,
Принимаем С = 15 мм.
- диаметр расположения облегчающих отверстий принимаем конструктивно:
Dо = 43 мм.
- диаметр облегчающих отверстий принимаем конструктивно:
dо = 10 мм.
- количество конструктивных отверстий принимаем конструктивно:
i = 4.
- размер фасок выбираем в зависимости от диаметра вала под колесом:
n = 2 мм. [2, т.14.7]
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.