Пространство и время в литературе. Пространство города в русской литературе. Образ Петербурга. Образ города в ранних рассказах Л. Андреева

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Самарский государственный университет»

Филологический факультет

          Кафедра русской и зарубежной литературы

          Специальность «филология»

Образ  города в ранних рассказах Л. Андреева

Курсовая работа

 Выполнила студентка

3 курса 731 группы

Научный руководитель

 к.ф.н., доц.

Работа защищена

«____»_________2007г.

Оценка______________

Зав. кафедрой  д.ф.н., проф.

Самара 2007

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

1. Пространство и время в литературе………………………………….7

2. Пространство города в русской литературе. Образ Петербурга…..10

3. Образ города в ранних рассказах Л.Андреева……………………...13

3.1. « Петька на даче»………………………………………………....15

3.2. « В тумане»………………………………………………………..18

3.3. «Город»…………………………………………………………....21

Заключение…………………………………………………………………...24

Библиографический список…………………………………………………25

Введение

Творческое наследие Леонида Николаевича Андреева, формировавшееся в период переломной исторической эпохи рубежа веков, богато и разнообразно. Писатель известен нам как фельетонист, автор рассказов, повестей, романов и один из ведущих драматургов своего времени.

Широкую известность литературная деятельность Андреева получает в начале 1900-х годов, когда был напечатан первый сборник его рассказов. Нужно отметить, что в конце 19 -  начале 20 века ведущее положение в русской литературе занял малый эпический жанр, в частности жанр рассказа. Один из факторов, способствовавший распространению жанра рассказа в эпоху «безвременья», заключался в том, что эта эпическая форма с ее лаконичной и емкой структурой, концентрацией изобразительных средств позволяла «исследовать нравственные проблемы философски углубленно и обобщенно и в то же время на уровне почти молекулярном».[1]

На рубеже веков эпические жанры «смешиваются» друг с другом, их границы размываются. Поэтому, как считает И.И.Московкина, чаще всего ученые не разграничивают рассказы и новеллы Андреева, называют рассказами его повести.[2] Эта проблема жанрового своеобразия писателя требует специального рассмотрения.

В ранних произведениях Андреева ощутимо влияние Помяловского, Г.Успенского, Л.Толстого, Чехова, Достоевского, Гаршина, Горького. «Андреев пишет об « униженных и оскорбленных», о засасывающей пошлости и отупляющем воздействии на человека мещанской среды, о детях, задавленных нуждой, лишенных радостей, о тех, кто брошен судьбой на самое «дно» жизни, о мелком чиновном люде, о стандартизации человеческой личности в условиях буржуазного общества».[3]Л.Андреев будит тревогу за людские души. В своих произведениях он пишет о героях, ужаснувшихся абсурдности жизни, находящихся в напряженном, взвинченном состоянии, в состоянии «шока».

Непосредственно ранней художественной прозе писателя посвящена монография Л.Иезуитовой. В этой работе по сумме содержательных и формальных признаков многие рассказы Андреева разделены автором на три группы.

Первую группу составляют рассказы «философского настроения», которые более других близки к событийно-бытовым («У окна», «Петька на даче», «Большой шлем», «Жили-были», «В тумане» и другие). Герой здесь показан в потоке будней. Андреев акцентирует внимание на бессознательно трагическом, на трагическом повседневного в жизни  обыкновенного, слабого человека. Автор показывает своего героя как бы со стороны, хотя нередко отдельные стороны жизни персонажа даны сквозь призму его собственных чувственных и душевных реакций.

Ко второй группе рассказов относятся эскизы, этюды, зарисовки («Смех», «Ложь», «Набат», «Бездна»). Их сближает чрезмерно экспрессивная языковая стилистика. Эмпирический элемент полностью подчинен настроению, взрыву чувств (это крик, ритм, звук, крайняя степень чего-то катастрофического).

Наконец, третью группу составляют «исповедально-мировоззренческие» рассказы («Рассказ о Сергее Петровиче», «Мысль»). Герой здесь не просто существует, плывет по течению, а размышляет над собственной жизнью. Он показан в процессе осознания себя, своего места в мире.

Л.Иезуитова выделяет и центральную проблему всего творчества Леонида Андреева. Эта проблема – «человек и рок».  «Отношения человека с «роком» - подчинение или неподчинение ему, уяснение того, что выше сил человеческих и что сам человек, каковы границы и возможности его «я» - все это становится предметом художественного анализа Андреева».[4] Отсюда следуют размышления автора о роковом значении смерти в жизни человека, о смысле бытия.

Проблема творческого метода Леонида Андреева вызывает до сих пор спорные суждения. Исследователи причисляют писателя к разным литературным направлениям и течениям от реалистических до декадентских. Некоторые из них полагают, что ведущее начало в творчестве писателя – реалистическое, что его экспрессия не переходит в экспрессионизм, его символ реалистичен. Другие утверждают, что Андреев был наиболее ярким представителем русского экспрессионизма. Третьи видели в нем предтечу экзистенционализма. Действительно, трагедия человека Л.Андреева, «словно навечно заключенного в камеру одиночества»,[5] была

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Филология
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
129 Kb
Скачали:
0