В заключении должны быть выделены две части, которые включают в себя:
1) сведения о фактах, которые были собраны с помощью специальных познаний работников соответствующих органов и зафиксированы в письменном документе.
2) само заключение, как таковое, в котором излагается мнение органа о правовом характере рассматриваемого спора, оцениваются предоставленные сторонами доказательства и предлагается свой вариант разрешения спора. Такая оценка основывается на положениях законодательства и практики его применения.
Заключения государственных или муниципальных органов, привлеченных к участию в деле обязательно оглашаются на судебном заседании, стороны по делу, суд могут задавать свои вопросы представителю данного органа с целью уточнить и разъяснить его в полном объеме, потому что заключение дается по вопросам, входящим в сферу деятельности конкретного органа.
В своем заключении государственный орган, в компетенцию которого входит охрана определенной группы общественных отношений, должен произвести оценку конкретного судебного спора, в-первую очередь, с позиции государственного интереса, помогая суду правильно разрешить этот спор. Следовательно, выраженное в письменном заключении его мнение по делу окончательно формируется только в процессе установления фактических обстоятельств дела в самом судебном заседании.
Кроме того, представители данных органов, привлеченных к участию в деле для дачи заключения, могут выступить в судебных прениях после сторон и третьих лиц, также имеют право реплики после прений.
Безусловно, заключение по делу имеет важное значение для справедливого разрешения спора, однако суд не связан доводами и выводами, содержащимися в заключении, и может вынести решение, противоположное мнению, высказанному в заключении. Однако в этом случае требуются аргументированные доводы суда о несогласии с выводами, содержащимися в заключении.
Таким образом, формами участия в гражданском процессе государственных и муниципальных органов является как представление в защиту прав и интересов конкретных лиц или неопределенного круга лиц, выступая в качестве истца, либо данные органы привлекаются к участию для дачи заключения по делу. Также государственные и муниципальные органы могут вступать в процесс по собственной инициативе в обеих формах участия при рассмотрении дела.
2 Проблемы и перспективы развития института участия в гражданском процессе государственных органов и муниципальных органов.
В связи с тем, что общественная жизнь становится все сложнее и разнообразнее, усложняются и экономико-правовые отношения, в результате чего вероятность нарушения законных прав и интересов лиц достаточно велика, поэтому охрана и защита данных прав является довольно таки важным явлением. В соответствии с этим расширяются и углубляются отношения в сфере правозащиты лиц, в том числе в сфере участия государственных и муниципальных органов в гражданском процессе.
Одной из проблем участия государственных и муниципальных органов в гражданском судопроизводстве является разграничение интереса личности, интереса общества и интереса государства.
С одной стороны, государственные и муниципальные органы вступают в гражданский процесс с целью защиты прав и свобод человека как по его желанию, так и в некоторых случаях и без просьбы лица с нарушенными правами.
В то же время данные органы власти вступают в гражданский процесс с целью защиты и охраны государственных интересов.
Решетникова И.В. и Ярков В.В. полагают, что «государственный интерес понимается как объективно существующий и выраженный в норме права интерес, который призван характеризовать и направлять экономическую, политическую и социальную деятельность общества в решении задач»[11].
Таким образом, проводя анализ первоочерёдности государственных и общественных интересов для государственных и муниципальных органов, очевидна некая граница, которая возникает на основе приоритета конкретного права в судопроизводстве.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.