Методические указания к выполнению самостоятельной работы студентов по курсу «Введение в специальность»

Страницы работы

Содержание работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

методические указания

к выполнению самостоятельной работы студентов

по курсу «Введение в специальность»

для студентов дневной формы обучения специальности 210100

Одобрено

Редакционно-издательским советом

Балаковского института

Техники, технологии и управления

Балаково  2005


Цель работы: формирование у студентов умения организации и регуляции деятельности посредством системы действий организации времени жизни (ОВЖ).

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Организация времени жизни — это вид деятельности, которая, образуя систему действий посредством хронологического изложения личностных сценариев отрезков времени, помогает студентам научиться анализировать свою жизненную позицию с учетом дальнейших временных перспектив. Характерная особенность этих личностных сценариев заключается в том, что они составляются с учетом всех сфер жизнедеятельности, всей полноты потребностей и целей личности.

Осознанная реализация всей системы действий, составляющих структуру организации времени жизни, обеспечивает не только творческий характер обучения, интеллектуальной деятельности, но и создает возможность студентам строить осознанные прогнозы и сценарии жизнедеятельности во временных перспективах.

Важность действия организация времени жизни определяется тем, что, осваивая способы конструирования и реорганизации режима отрезка времени, студенты приобретают основу для сознания смыслов и целей собственной жизнедеятельности в целом, учатся выделять компоненты целеполагания и смыслообразования.

Таким образом, организация времени жизни может быть рассмотрена как особая, отвечающая мотивам самопознания, самосовершенствования, самовоспитания деятельность, совершаемая на уровне самосознания человека.


СОСТАВ ОПЕРАЦИЙ И ДЕЙСТВИЙ ОВЖ

Организация времени жизни - включает две группы операций:                           1-контроля за протекающей деятельностью;                                                 2-прогнозирования предстоящей деятельности.

Режимы отрезка времени выступают как способы хронологического изложения смыслов и целей жизни человека. Режим жизнедеятельности является продуктом внутренних действий, образующих систему ОВЖ.

Все действия с выделенными в их составе операциями образуют связанные между собой 4 функциональных блока в системе ОВЖ.

Система действий организации времени жизни.

1.       Смысловое планирование собственной жизнедеятельности.

1.1  Выделение основных и промежуточных целей в текущей и предстоящей
деятельности и взаимодействиях (цели учебные, бытовые, личные).

1.2  Упорядочение  целей  по  степени  значимости,  выделение  главных  и
второстепенных для данного периода.

2.      Текущий контроль, направленный на порядок реализации системы целей и задач и регуляцию затрат времени на основные и второстепенные виды действий.

2.1  Выделение порядка, очередности задач, решаемых в плане деятельности.

2.2  Учет и коррекция темпа и ритма выполнения  системы ежедневных дел, их изменение в процессе реализации целей и задач.

2.3  Учет затрат времени на выполнение всех целей и задач в планируемом временном отрезке.

2.4  Учет случайных и непредусмотренных затрат времени (для возможного устранения причин или оптимизации хода выполнения).

2.5  Соотнесение реальных затрат времени с реальными и прогнозируемыми затратами и результатами.

3.      Вероятностное    прогнозирование,    обеспечивающие    гибкую    форму конструирования и осуществления режимов жизнедеятельности

3.1  Распределение   и   перераспределение   целей   и   задач   по   срокам   их выполнения с учетом важности перспектив и данных текущего контроля о затратах времени.

3.2  Реорганизация режима отрезка времени и составление новых вариантов режима с учетом перестановок, дополнений дел, сокращением или увеличением временных затрат на их выполнение.

4.      Исполнительный   контроль, осуществляющий функции обратной связи между прогнозируемым содержанием деятельности и реальным выполнением.

4.1  Коррекция  планов  в  процессе  выполнения  (с  точки  зрения  сроков выполнения и состава задач).

4.2  Учет результатов выполнения задач по истечении планируемых сроков и итоговый учет результатов по всему запланированному периоду.

4.3  Определение корректив для последующих планов на основе данных исполнительного контроля.

Существование каждого из этих блоков вне системы не дает реальных результатов ОВЖ, так же и выпадение из системы отдельных блоков, а внутри каждого из них отдельных операций - снижает возможности личности в управлении реальным ходом жизнедеятельности. Наличие смыслового планирования без текущего контроля приводит к составлению нереальных режимов, невыполнимых планов. Выпадение вероятностного прогнозирования приводит к слишком жесткой организации системы действий, исключающей возможность внутренней реорганизации их порядка. Исполнительный контроль важен как условие создания реалистической самооценки возможностей и путей реализации планов, он позволяет более полно осознать собственные цели и

смыслы деятельности. Смысловое планирование — это исходное условие всей системы ОВЖ, так как не отдавая себе отчет в том, что составляет ценности и цели поведения, студент не может строить жизненные перспективы.

Решая задачи ОВЖ во всей полноте ее операций, студент начинает формировать систему намерений, строить реально выполняемые и контролируемые в процессе их выполнения режимы деятельности. Организация собственного времени приводит к развитому чувству времени, временной перспективы жизни.

ПРОГРАММА И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ ОВЖ СТУДЕНТОВ

Программа формирования действий ОВЖ строится следующим образом.

1.          Освоение операционального состава действия

Освоение операций организации времени происходит в ходе знакомства с системой операционального состава действий ОВЖ, с учетом роли и функции каждой операции в системе.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
60 Kb
Скачали:
0