Другим важным фактом, помимо оживления экономики, является и движение за новую культуру. Новое поколение ученых и литераторов, отучившееся в Японии и странах Европы имело совершенно новое видение культуры Китая и признавало ее текущие положения устаревшими. Считалось, что «с течением времени духовная культура Китая стала отставать от своего разговорного языка» [1, С 5]. Большое число представителей этого движения вышло из редакторов и писателей журнала «Новая молодежь», где они публиковали свои работы на «байхуа» 白話文 (разговорном языке), преследуя цель упростить язык и сделать его доступным для широких слоев китайского населения. Позже, под действием революционных действий в России и итогов Первой мировой войны, именно эти люди cформируют новое революционно-демократическое направление.
Таким образом, период Первой мировой войны в Китае отличался, в основном, обострением внутриполитической ситуации, оживлением экономики, общественного мнения и переосмыслением культурных и других ценностей.
Обессиленные последствиями Первой мировой войны, европейские державы были не в состоянии дальше расширять сферы своего влияния в Китае, Россия была на пороге революции, а Германия и вовсе лишена принадлежавших ей ранее колоний [7, С 107]. Из всех, кто мог бы угрожать независимости и территориальной целости Китая, оставалась только одна страна – Япония. На момент начала войны она уже имела неслабое влияние на экономику страны, однако к ее концу продолжала удовлетворять свои аппетиты. Захватив немецкий Шаньдун, Япония предъявила Китаю список, называемый «21 требование», главной идеей которого требовала признания своих прав на Шаньдунский п-ов, а также о передаче прав на Внутреннюю Монголию, южную Маньчжурию и контроль над армией, полицией, министерством внутренних дел и прочих важных структур [4, С 665].
После того, как закончились основные военные действия в Европе, стороны приступили к организации мирной конференции. Китай предполагал, что будет поднят вопрос о Шаньдуне и, в соответствии с «14 пунктами» В. Вильсона, один из которых о послевоенном мирном урегулировании вопросов о колониальных землях, Китай сможет вернуть территориальную целостность и самостоятельность, которая существовала еще до раздела Китая на сферы влияния [11, С 50].
Нужно отметить, что на конференции со стороны Китая участвовала объединенная делегация севера и юга, а также то, что Япония имела непосредственное влияние на Пекин 北京, что создавало довольно непростую ситуацию.
Вопреки ожиданиям Китая, на открытии конференции руководители Совета четырех не признали Китай равноправным участником конференции – делегаты даже не были приглашены на заседание по вопросу о Шаньдуне [11, С 50].
Союзники отказались вообще рассматривать вопрос о восстановлении суверенитета Китая, попранного неравноправными договорами, и, поддавшись политическому шантажу со стороны Японии, 30 апреля признали за ней захваченное ею «право» на германское «наследство» [8, C 427].
В соответствии с Версальским договором от 28 июня 1919 года, в разделе VIII статье 156, Германия должна была отказаться в пользу Японии от всех прав, титулов и привилегий - в частности, тех, которые касаются территории Цзяочжоу胶州 , железных дорог, шахт и подводных кабелей [12].
Принятие упомянутого выше «21 требования» и события Парижской мирной конференции, в частности, вылились в довольно мощное выступление возмущенных студентов, названное «движением 4го мая» в Пекине на площади Тяньаньмэнь 天安門 в 1919 году. Учащиеся высших пекинских учебных заведений были против подписания Версальского договора правительством и вывода некоторых министров из состава китайских делегатов конференции, а также выступали за отказ от японских требований и за защиту национального суверенитета. Было проведено множество арестов, но к тому времени волна недовольства перекинулась и в другие города и была поддержана не только интеллигенцией, но и другими слоями населения. Появились идеи возобновления мирных переговоров между Севером и Югом для объединения страны, начался бойкот японских товаров, и даже был организован сбор добровольцев для изгнания японцев из Шаньдуна [11, С 51].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.