“Мейдзи исин” как консервативная революция:историографический обзор, страница 4

А. М. Руткевич говорит, что для всех трех проектов, помимо отрицания Версаля и Веймара, характерно объединение немецких националистов, которые стремятся к тому или иному наднациональному проекту: империя у “гибеллинов”, конфедерация у народов Центральной и Восточной Европы у “гвельфов” или универсализм царства рабочего в национал-большевизме. Он подчеркивает их отличие от проекта, который был осуществлен национал-социализмом, и подвергает критики взгляд А. Молера, который сравнивает КР с “троцкизмом” в рамках национал-социализма.

Он говорит, что все приведенные проекты КР принадлежат исторической ситуации, которые меняются после прихода к власти Гитлера, а после войны и противостояния блоков все они утратили свою актуальность. Также для стран Востока остается близка идеологема “молодых народов”, которые, по его мнению, перепишут историю по собственным схемам.

В конце стоит сказать пару слов о работе[11] С. В. Артомошина. Он говорит о КР, как “интеллектуальном течении”, которое отвергало веймарскую систему и искало ей альтернативу. Центральным признаком КР, по его мнению, является национализм, который воплощался в прусском социализме, но при этом стоит разграничивать нацизм и КР для которого был чужд расово-биологический взгляд на мир и общество. Идеи “консервативной революции” способствовали духовному разрушению веймарской системы.

1.3 Взгляды отдельных представителей КР в историографии

Помимо работ общего характера, необходимо дать оценку работам, которые анализировали взгляды отдельных представителей “консервативной революции”.

Первые две работы посвящены философско-историческим и политическим взглядам немецкого философа О. Шпенглера. Работу[12] Антона Мирко Коктанека можно причислить уже к классическим исследованиям в изучении того наследия, которое оставил О. Шпенглер. Рассматривая консервативные взгляды О. Шпенглера, автор выделял их из философско-культурологических позиций философа и говорит о влияние кризисной ситуации, в которой оказалась Германия после войны. А. М. Коктанека выделяет политическую концепцию пруссачества и социализма, охарактеризовавшую О. Шпенглера как политического консервативного мыслителя, который выдвинул проект модерна, разрабатывавшийся в дальнейшем другими представителями “консервативно-революционной” идеи. Автор также говорит об идейной близости О. Шпенглера с “Июньским клубом” Мёллера ванн ден Брука. Отношения между мыслителем и нацизмом были достаточно непростыми. На первых парах он поддерживает нацизм за его борьбу с республикой, но в дальнейшем идет лишь отторжение и изоляция от данной идеологии.

В 1988 г. вышла монография[13] Дитлера Фелкерна, которая в каком-то смысле является продолжением и дополнением к предыдущей работе. Также как и предыдущий автор, он разграничивает взгляды О. Шпенглера и национал-социализма. Так Д. Фелкер увидел в концепции прусского социализма политическую идею духовного прусского противостоянию к Веймарской республике, которую не стоит сразу же приравнивать к нацизму.

Следующие работы посвящены Мёллеру ван ден Бруку. Так в работе[14] Фрица Штерна политические взгляды Мёллера ван ден Брука рассматривались как проявление культурного кризиса. Также исследователь говорит о том, что концепция политического мифа Мёллера ван ден Брука о Третьем рейхе полностью отличался от Третьего рейха А. Гитлера.

Наиболее информативное исследование о Мёллере ван ден Бруке остается работа[15] Ханса-Юргена Швирскотта. Автор говорит, что на появление идеологии КР повлияли два события: проигрыш в первой мировой войне, а также заключение Версальского мирного договора. Поэтому данное интеллектуальное  течение выступает, как протест против веймарской системы. КР также не стоит относить к нацизму, Х. –Ю. Швирскотт относит её к лагерю буржуазной контрреволюции. Также он отмечает о неприязни мыслителя к нацизму, считая его примитивным и убогим.

Интересна статья[16] Дениса Гёлдела, которая рассматривает КР как проявление модерна, а политическую концепцию немецкого философа как желание обнаружить третий путь между левыми и правыми.