ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Исторический факультет
Кафедра новой и новейшей истории и международных отношений
Курсовая работа
по курсу «История стран Азии и Африки»
“Мейдзи исин” как консервативная революция:
историографический обзор
Выполнил: студент группы 131
Проверил: к.п.н., доц.
Л.
Ижевск 2014
Содержание
Введение………………………………………………………….3
Глава 1. Историография немецкой “консервативной революции” в Германии в 20ых – начале 30ых гг XX в……………………………………………………………………5
1. 1. Западноевропейская историографическая мысль………...5
1. 2. Советская и отечественная историографическая мысль…7
1. 3. Взгляды отдельных представителей КР висториографии…………………………………………………11
Глава 2. Историография консервативной революции в Японии (в работах В. Э. Молодякова)………………………………….15
Заключение……………………………………………………...19
Список литературы……………………………………………..20
Введение
Понимание современной истории Японии стоит отсчитывать от Мейдзи исин в 1868 г., которая дала новый толчок для развития страны, а также подала пример для других стран. Множество работ посвящено пониманию Мейдзи исин и тем событиям, которые она повлекла за собой. Большинство из данных работ делают акцент на изучение социально-экономических аспектов Мейдзи исин, а также используют схемы и модели, которые характерны для западных стран, что приводит к не совсем правильному пониманию. Так упускается культурный, а в особенности духовный аспект, которые во многом влияли на характер Мейдзи исин, а также на саму модернизацию страны.
На протяжении всего XX в. в изучение многих вопросов связанных с Мейдзи исин превалировала леволиберальная историография, которая говорила о реакционности и не законченности Мейдзи исин, что не совсем верно. В конце XXв. появляется работа[1], которая пытается рассмотреть Мейдзи исин с консервативной точки зрения, которая, по мнению автора, даёт более объективную оценку данной революции.
В данной работе я попытаюсь проанализировать концепцию “консервативной революции”, которая была впервые приложена В. Э. Молодяковым именно для тех событий, происходивших во второй половине XIX – первой половине XX вв в Японии. Но перед этим необходимо рассмотреть работы, которые пытаются проанализировать суть самой “консервативной революции”.
Данное движение появляется в среде немецкой интеллигенции после проигрыша в Первой мировой войне и революции в 1918 г., которая провозгласила создание Веймарской республике. Множество работ посвящено этой идеологии, но при этом существуют разногласия в её понимание, поэтому анализ немецкой и отечественной историографии позволит создать общее понимание “консервативной революции”.
Автор данной работы считает актуальным изучение историографии по данному вопросу. Так это позволит прояснить суть “консервативной революции”, а также решить действительно ли данная концепция является универсальной и возможна, быть приложена к Мейдзи исин.
Целью данной работы будет общение понятия “консервативная революция”, а также действительно ли Мейдзи исин можно рассматривать в данной концепции.
Для решения данной цели автор ставит перед собой несколько задач:
1) анализ историографии “консервативной революции” в Германии в 20ые – начале 30ых гг XX в. в Германии
2) рассмотрение Мейдзи исин в рамках “консервативной революции” в работах В. Э. Молодякова
Для решения данных задач автор использует работы, а также метод сравнительного анализа.
Глава 1. Историография немецкой “консервативной революции” в Германии в 20ых – начале 30ых гг XX в.
1. 1 Западноевропейская историографическая мысль
Первым исследователем консервативной революции (далее КР, прим. автора) считается книга[2] А. Молера, которую он защитил в 1949 году как диссертацию. К его заслугам относится систематизация источников по данной проблеме, а также составление списка основных представителей данной идеологии. С одной стороны он разграничивает КР и национал-социализм, так он подчеркивает участие “консервативных революционеров” в Движение 20 июля 1944, а также их смерть и аресты от рук нацистов. С другой же стороны он так и не провел черту между КР и другими праворадикальными объединениями. А. Милер выделяет такие отличительные черты КР, как неприятие идей Великой Французской революции и европейского Просвещения, а также нападки на современное индустриальное общество. По его мнению “консервативным революционером” был тот, кто “нападал на основы века прогресса и в то же время не желал просто восстанавливать какую-либо форму старого порядка”(4).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.