РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
ФАКУЛЬЕТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ИСКУССТВА И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ 522800
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Особенности композиции лаковых изделий японской школы Римпа»
Выполнила
Студентка __________________
Научный руководитель,
Старший преподаватель __________________
Москва 2015
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Предпосылки и историческое развитие лака в Японии………….…5
1.1. Философия искусства Японии…………………………………………..5
1.2. Техники декорирования лаковых изделий…………………….………7
1.3. Исторические предпосылки развития лака…………………………… 10
Глава 2. Выявление особенностей в композиции изделий школы Римпа… 14
2.1. Развитие школы Римпа …………………………………………………14
2.2.Сравнительный анализ средств выразительности мастеров школы Римпа: ………………………………………………………………………...17
2.2.1.Хонами Коэцу……………………………………………………….17
2.2.2.Огата Корин…………………………………………………………19
2.2.3.Сакаи Хоицу…………………………………………………………24
2.2.4.Камисака Сэкка……………………………………………………...27
Заключение…………………………………………………………………...…28
Список литературы………………………………………………………….…30
Приложение……………………………………………………………….…….32
ВВЕДЕНИЕ:
Искусство Японии всегда привлекало своей выразительностью, экспрессивностью, самобытностью. Японцы стремятся приукрасить все окружающие их повседневные предметы, превращая каждое в произведение искусства.
Актуальность исследоваия обусловлена тем, что с момента открытия Японии для Европы к ее культуре не ослабевает интерес. Обособленное географическое положение и политика самоизоляции Японии с 1641 по 1853 гг. повлияли на развитие самобытного, ярко-индивидуального искусства Японии, в нем были разработаны собственные приемы выразительности, уникальные техники изобразительного искусства. Достижения изобразительного искусства этой страны оказали большое влияние на искусство Европы с конца XIX в. и требуют дальнейшего изучения.
Состояние и степень разработанности проблемы. Лаковые изделия начали вывозиться в Европу еще в XVI веке, в основном это были лаковые изделия графического (чёрно-золотого) стиля и изделия школы «Намбан», остальные же многочисленные школы декоративного лака до XIX в. оставались неизвестными. Первым подробным исследованием экспортного лака является труд Оливера Импи, Кристиана Йорга «Японский экспортный лак: 1580 – 1850 гг.»[1], в этой работе освещены вопросы транспортировки и рынка в Европе, а также влияния лака и его использования в европейском контексте. Также важнейшими исследованиями в этой области являются монография Эльмара Вайнмаера «Нуримоно»[2] и Беатрикс Рагю «История японского искусства лаковой росписи»[3].
Объектом исследования является лаковые изделия школы Римпа, а предметом выступают художественные средства выразительности лаковых изделий данной школы.
Материалы исследования. Основные источники представлены на русском и английском языках. Историческое развитие декоративного лака освещено на основе трудов Н.С. Николаевой, Д. Стэнли-Бейкер, Н. Каневской и О. Глухарёвой. Особенности отношения японцев к изобразительному искусству, а также его философия проанализированы на основе трудов Д.Т. Судзуки, Иссю Миура, Р. Ф. Сасаки. Анализ орнамента произведен на основе работ В.И. Ивановской, анализ композиции и средств выразительности лаковых изделий проведён на основе учебно-методической литературы по теории искусства И. Иттена, В.М. Мартынова и В.Г. Власова.
Целью данной работы является исследование композиционных средств выразительности, применяемых в лаковых изделиях школы Римпа.
В соответствии с целью будут решаться следующие задачи:
· Рассмотреть философскию искусства Японии
· Охарактеризовать историческое развитие декоративного лака
· Проследить развитие школы Римпа
· Выявить особенности декоративной композиции лаковых изделий
· Проанализировать и сравнить средства выразительности, применяемые мастерами Хонами Коэцу, Огата Корин, Сакаи Хоицу и Камисака Сэкка
Теоретическая и методологическая основа. В работе использован метод сравнительного анализа, описательный метод, а также метод синтеза и обобщения.
Структура работы. В соответствии с целью и задачами исследования структурно магистерская работа состоит из введения, основной части из двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем работы составляет 31 стр. и включает 25 источников.
Глава 1. Предпосылки и историческое развития лака в Японии
1.1. Философия искусства Японии
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.