Особенности композиции лаковых изделий японской школы Римпа, страница 7

Сакай Хоицу (1761-1828) был последователем стиля Огаты Корина, развил традиции школы Римпа. Хоицу обучался в Киото технике гравюры укиё-э у мастеров различных школ: Кано, Маруяма, нанга. В 1797 г. стал буддистским монахом и провел 21 год в уединении, продолжая заниматься живописью, увлекался декоративным стилем школы Римпа и работами Огата Корина. Он возродил художественный стиль Корина в XIX веке, немало способствовал его известности и популярности. Хоицу создал свой стиль в декоративной живописи, не такой условный и более натуралистичный, чем у Корина. Сам не работал в технике лака, но по его рисункам были созданы поздними мастерами лаковые инро (см. Приложение – Рисунок 19, 20). Он оказал большое влияние на развитие школы Римпа.

Камисака Сэкка (1866-1942) был важной фигурой на художественном рынке начала XX века. Он родился в Киото, в семье самурая, рано проявил свои таланты в области изобразительного искусства. Он считается последним значительным последователем художественных традиций школы Римпа ( см. Приложение – Рисунок 21, 22, 23).

Когда традиционные японские стили (такие как Римпа) стали немодными, Япония стала проводить политику поддержки уникальных художественных стилей страны путём повышения статуса, которые вводят в традиционные стили дозу модернизма. В 1901 году Камисака Секка был послан правительством Японии в Глазго, где он его творчество обогатилось идеями Арт-нуво. Он стремился понять, какие элементы или аспекты японского искусства более привлекательны для Запада. Он экспериментировал с западными художественными приёмами, использовал их в своем творчестве, сделав традиционный стиль школы Римпа более отвечающим запросам современности.         


2.2.Сравнительный анализ средств выразительности мастеров школы Римпа

2.2.1.Хонами Коэцу

Основой композиции декоративно-прикладного искусства Японии является контраст статики и динамики. Композиция орнамента чаще всего имеет диагональное движение или форму S и Z.

Лак «Мост в Сако» (Токио, национальный музей) Хонами Коэцу (см. Приложение – Рисунок 8). Она создана по образцу таких произведений XII века, как «Волны и колеса жизни» (см. Приложение – Рисунок 1). Несмотря на то, что коробочка почти квадратная, композиция располагается ассиметрично. Коэцу положил под лак свинцовую основу, создав таким образом фактуру моста, плывущего на лодках, которые сделаны в технике «хирамаки-э». Коэцу добивается впечатления законченности и монументальности. Главным контрастом остается отношение темного, тяжелого моста и золотого фона, они объединяются изысканной каллиграфией Хонами Коэцу. Он воспроизводит стих из поэтической антологии X века, в котором мосту уподобляются чувства, связывающие двух влюблённых. В тексте стихотворения опущены иероглифы «мост» и «лодка», они должны быть разгаданы по изображению[15].

На внутренней стороне крышки так же изображены лодки и мост (см. Приложение - Рисунок 9). Композиция открытая, крайние лодки выходят за рамки изображения. Как в шкатулке «Волны и колёса жизни», широкие, грубые контуры деревянных лодок контрастируют с тонкими, округлыми линиями волн.  Крупные тяжелые формы взаимодействуют с утончёнными и изогнутыми. Этот тип контраста часто используется в организации японского орнамента. Масштабы форм взаимодействуют так, что волны кажутся невесомыми и зыбкими под тяжелыми лодками, а лодки, перекрывая друг друга и стремясь в разные стороны, кажутся лёгкими, изящными и непостоянными по сравнению со статичным мостом. Создается впечатление, что лодки покачиваются на воде и всё изображение куда-то плывёт. Тот же контраст статики и динамики Коэцу использует в композиции коробочки для письменных принадлежностей с изображением скал и бушующего моря (см. Приложение – Рисунок 10). На внешней стороне коробочке соотношение масс черного лака и золотых волн равнозначно, формы округлы. Выразительность строится на контрасте тяжелых темных камней, украшенных лишь каллиграфией, и тонких линий гребней волн, шумящих вокруг камней. Разделение на задний и передний планы, а также движение пенящихся волн построено за счет схематичного изображения направления движения волн грубыми линиями вверху картины.