В лаковых изделиях Коэцу появляется асимметричность, которая впоследствии будет еще больше усилена в произведениях Огаты Корина. Композиции его работ довольно статичны, формы взаимосвязаны и плавно перетекают одна в другую, черная лаковая поверхность выступает лишь фоном и не является выразительным элементом (см. Приложение – Рисунок 12, 13, 14). В них применяются тоновые соотношения используемых для декора материалов, самостоятельная выразительность которых широко стала применяться в лаковых изделиях художником Огата Корин.
2.2.2.Огата Корин
Композиция коробочки Огаты Корина (см. Приложение - Рисунок 11 Огата Корин, коробочка «сузурибако», конец XVII - начало XVIII вв) довольно простая, хоть и асимметричная, но в ней нет еще той сложности и выразительности, присущей другим работам Огаты Корина. На внешней стороне крышки главным контрастом является сопоставление фона мелкой фактуры и гладких, более крупных растительных элементов, инкрустированных металлом в технике «такамаки-э». Орнамент не отличается сильной стилизацией, в нём видно внимание и любовь Огаты Корина к природным растительным мотивам. На внутренней стороне коробочки изображен природный мотив скал и воды, схожий с работой Хонами Коэцу (см. Приложение – Рисунок 10). Ритм волн у Огаты Корина более мелкий, из-за чего они теряют свою индивидуальную силу и выразительность и в рамках композиции воспринимаются статичным фоном. Для наиболее выразительного изображения скал он использует фактуру металла, благодаря чему при всей стилизованности и обобщенности формы камни воспринимаются реальными объектами. Здесь проявилось умение Огаты Корина работать с материалом, заставляя его в полной мере выражать нужную идею. Условное изображение деревьев на скалах и отдельных камней подчеркивает декоративность композиции, все элементы находятся в ритмической взаимосвязи. В отличии от работы Хонами Коэцу формы здесь противопоставлены друг другу и сильно контрастируют.
Коробочка для письменных принадлежностей Огата Корин «Яцухаси» – изображены ирисы и перекинутый через ручей мостик из восьми досок (см. Приложение – Рисунок 15). Мотив связан с сюжетом повести XI в. «Исэ моногатари». Как и в произведениях Коэцу, мотив содержит множество понятийных «слоёв», ассоциаций, намеков, связывающих его с духовной культурой Японии. Золотой узор листьев ирисов почти полностью покрывает поверхность шкатулки, наискосок пересеченную мостом, который инкрустирован серебром. В данном изделии интересен не только мотив декора, но и способ его преобразования в объемную композицию, переходящую с одной плоскости шкатулки на другую. Н.С. Николаева отмечает важность правильной организации единой выразительной композиции в декоративно-прикладном искусстве Японии: «Такой декор приобретает особую активность по отношению к окружающему пространству. В свободном, пустом интерьере японского традиционного дома такая вещь способна организовывать, «держать» пространство, быть его фокусом, смысловым центром»[16]. Действительно, произведения Огаты Корина отличаются чётко «найденными» композициями. Во время работы он делал наброски с натуры, что было не характерно для японских художников. Однако на примере европейских художников можно увидеть, что методом работы с натуры можно добиться удивительных результатов в понимании и трактовке природных форм. Корин переносил мотив в картину и многократно его повторял, работая над выразительностью ритмического узора и движения. При таком методе работы, когда природный мотив досконально изучается в процессе многократных повторений, достигается наилучшее понимание структуры и особенностей предмета. После этого, когда художник начинает рисовать изученный мотив по представлению, а не с натуры, удается запечатлеть наиболее характерные черты предмета, сделать его ярким и узнаваемым. Этого эффекта Огата Корин добивается в своих живописных и декоративных произведениях.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.