3.2 Режимы работы передачи
На основе статистической обработки реальных условий работы современных машин в качестве расчетных приняты шесть типовых режимов работы передач [1, с.16-17]: 0 – постоянный; I – тяжелый; II – средний равновероятный; III – средний нормальный; IV – легкий; V – особо легкий, которые задаются преподавателем при выдаче задания на проект.
Режим работы передачи в расчетах на выносливость учитывается коэффициентом режима нагрузки – Х, значения которого представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Значения коэффициента режима нагрузки
Режим работы передач |
0 |
I |
II |
III |
IV |
V |
Х |
1 |
0,77 |
0,5 |
0,5 |
0,42 |
0,31 |
3.3 Число циклов перемены напряжений
3.3.1 Ресурс (суммарное время работы) передачи
Как правило, задается исходными данными Lh, час (см. раздел 2).
Иногда срок службы передачи может быть задан в годах Lг,
в этом случае дополнительно задаются коэффициенты использования передачи в
течение года и в
течение суток
.
В этом случае суммарное время работы передачи равно:
, часов.
3.3.2 Суммарное число циклов перемены напряжений (для шестерни N∑1 , для колеса N∑2)
N∑1 = 60 · Lh ·n1;
N∑2 = 60 · Lh ·n2.
3.3.3 Эквивалентное и базовое число циклов перемены напряжений (для шестерни NFE1 , для колеса NFE2)
Эквивалентное число циклов перемены напряжений
NFЕ1 = μFE · N∑1;
NFЕ2 = μFE · N∑2.
Коэффициенты приведения μFE для соответствующих режимов работы приведены в таблице 3.
Таблица 3 - Коэффициенты приведения μFE
Типовой режим работы |
0 |
I |
II |
III |
IV |
V |
μFE |
1,00 |
0,30 |
0,14 |
0,06 |
0,038 |
0,013 |
Базовое число циклов перемены напряжений NFG = 4×106 независимо от твердости материала колеса [1, c.15].
3.4 Допускаемые напряжения для расчета на выносливость при изгибе
Допускаемые
напряжения изгиба зубьев шестерни и
колеса
определяются по общей
зависимости, но с подстановкой соответствующих параметров для шестерни и
колеса. При этом учитывают влияние на сопротивление усталости при изгибе
долговечность (ресурс), шероховатость переходной поверхности между смежными
зубьями и реверс (двухстороннее приложение) нагрузки:
, МПа.
Поясним составляющие данной формулы.
- предел изгибной выносливости при отнулевом цикле, для нормализованных
и улучшенных сталей:
= 1,75×HBср, здесь
НВср - средняя твердость поверхности зубьев шестерни и
колеса.
SF – коэффициент запаса прочности при расчете на изгибную прочность:
SF = 1,75 – для нормализованных и улучшенных сталей.
– коэффициент
долговечности, учитывающий влияние ресурса передачи:
, при
условии, что
(1)
В
соответствии с кривой усталости изгибные напряжения не могут иметь
значений меньших
. Поэтому
при
>
в расчетах
принимают
=
. В противном
случае при
<
в расчетах
принимают каждое со своим значением.
Для длительно
работающих быстроходных передач >
и,
следовательно,
, что и
учитывает первый знак неравенства в формуле (1). Второй знак неравенства (1) ограничивает
допускаемые напряжения по условию предотвращения пластической деформации или
хрупкого разрушения зуба.
– коэффициент,
учитывающий влияние шероховатости переходной поверхности между зубьями, который
принимают:
при шлифовании или
зубофрезеровании с параметрами шероховатости
мкм, что характерно
для открытых передач.
– коэффициент,
учитывающий влияние двухстороннего приложения нагрузки (реверса): при
одностороннем приложении нагрузки
; при
реверсивном нагружении, одинаковой нагрузке и числе циклов перемены напряжений
в прямом и обратном направлении
,
т.к. при изготовлении открытых передач применяются только нормализованные или
улучшенные стали (см. [1, с.16]).
3.5 Допускаемые предельные напряжения изгиба для проверки прочности передачи при действии кратковременной пиковой нагрузки
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.