Темы и задания к курсовым работам по физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем
1. Тема: Интегративные функции центральной нервной системы
Цель: изучить интегративные функции центральной нервной системы и определить структуры ЦНС, ответственные за эти функции.
Задачи:
· разработать понятийный аппарат для данной темы (ввести понятие интегративных функций, неспецифической или ассоциативной коры, энцефализации, коэффициента энцефализации, цитоархитектоники, миелоархитектоники, неокортекса, палеокортекса, архекортекса);
· изучить развитие взглядов на функциональную топографию коры (локализационистские и холистические представления, концепция «эквипотенциальности»); выявить значение процесса энцефализации для высших мозговых функций;
· изучить общие принципы организации коры больших полушарий;
· описать современные методы изучения интегративных функций (электроэнцефалография, метод вызванных потенциалов, магнитоэнцефалография, магниторезонансная томография, позитронно-эмиссионная томография и другие) и их значение для клинической диагностики.
2. Тема: «Физиологические основы цикла: сон – бодрствование»
Цель: изучить физиологические механизмы регуляции цикла: сон – бодрствование.
Задачи:
· разработать понятийный аппарат для данной темы;
· определить биологическое значение циркадных ритмов у человека;
· описать основные проявления сна и бодрствования;
· осуществить обзор современных теорий по данной проблеме (деафферентационная теория сна, теория пассивного засыпания, ретикулярная теория, серотонинергическая теория и др.)
· выявить эндогенные факторы сна.
3. Тема: «Нейрофизиологические корреляты сознания и речи»
Цель: изучить нейрофизиологияческие основы сознания и речи.
· определить функциональный и структурные предпосылки сознания, а также роль в этом процессе левого и правого полушарий;
· изучить нейрофизиологические аспекты речи (латерализация речи, центры речи, модель речи Вернике-Гешвинда);
· описать расстройства речи при сенсорной и моторной афазии, а также развитие речи в онтогенезе.
4. Тема: «Пластичность нервной системы как необходимое условие для научения и памяти»
Цель: выявить роль пластичности нервной системы для процессов научения, запоминания и воспроизведения данных.
Задачи:
· разработать понятийный аппарат для данной темы;
· описать виды научения и памяти (поведенческая память или условно-рефлекторное научение, когнитивная память, сенсорная память, первичная, вторичная и третичная память), нарушения памяти;
· изучить нейронные и нейрохимические механизмы пластичности и памяти.
5. Тема: «Нервная система с точки зрения теории информации»
Цель: изучить функционирование нервной системы с позиции теории информации.
Задачи:
· разработать понятийный аппарат по данной теме;
· расширить представление о теории информации (измерение количества информации, избыточность информации);
· определить как теория информации работает в сенсорной физиологии;
· изучить особенности измерения информации в психологии;
6. Тема: «Общая сенсорная физиология как наука»
Цель: изучить предмет, задачи и методы общей сенсорной физиологии
Задачи:
· описать предмет изучения общей сенсорной физиологии (ввести понятие объективной и субъективной сенсорной физиологии);
· изучить специфику предмета, задач и методов общей объективной сенсорной физиологии (специфичность сенсорных органов, трансформация потенциалов, фазические и тонические ответы, адаптация, рецептивные поля, специфические и неспецифические пути сенсорных систем в ЦНС);
· изучить специфику предмета, задач и методов общей объективной сенсорной физиологии (основные характеристики ощущений, абсолютные и дифференциальные пороги, психофизика Фехнера, психофизика Стивенса).
7. Тема: «Морфо-функциональная организация соматовисцеральной сенсорной системы»
Цель: изучить особенности морфо-функциональной организации соматовисцеральной сенсорной системы.
Задачи:
· разработать понятийный аппарат по данной теме;
· изучить специфику кожной механорецепции и терморецепции (пороги и субъективная интенсивность тактильных стимулов, пространственное разрешение тактильных стимулов, особенности кодирования сенсорной информации в механорецепторах, психофизическое исследование терморецепции);
· изучить специфику висцеральной чувствительности и проприорецепции;
· раскрыть особенности передачи соматовисцеральной информации изучить специфику кожной механорецепции;
· описать соматосенсорные проекционные области в коре.
8. Тема: «Особенности нейрофизиологии болевой сенсорной модальности»
Цель: изучить особенности функционирования и биологическое значение болевой сенсорной модальности.
Задачи:
· разработать понятийный аппарат по данной теме;
· описать компоненты болевых ощущений (аффективный, вегетативный, двигательный);
· описать современные методы оценки и измерения ноцицептивных ощущений;
· отразить современные теории боли (теория специфичности боли, теория воротного контроля и другие);
· изучить патофизиологию боли (проецируемая и невралгическая боль, отраженная боль, аномально сильная или слабая болевая чувствительность;
· охарактеризовать особенности проведения ноцицептивных сигналов и особенности торможения боли.
9. Тема: «Морфо-функциональная организация зрительной сенсорной системы»
Цель: изучить особенности морфо-функциональной организации зрительной сенсорной системы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.