Экономические аспекты обеспечения безопасности в Европе, страница 5

Источник: [8]

На этой карте и гистограмме можно проследить, пожалуй, как минимум одну интересную закономерность: страны, чьи военные расходы меньше, тратят на обеспечение общественного порядка несколько больше своих отчислений от ВВП. Я думаю, что это связано во многом с экономико-политической обстановкой (Кипр, Испания, Греция) и миграционным климатом (Франция, Германия). Страны, которые тратят более 2% от ВВП на нужды безопасности во многом придерживаются принципа, который возлагается на них, исходя из установки НАТО, однако, при этом осуществляя и свою собственную политику в области безопасности и обороноспособности. Как видно по этой карте, больше всего усилий для этого прикладывают страны Прибалтики, Польша, Румыния, Словакия, Болгария и Венгрия. Если рассматривать в этом контексте исторический аспект, то все эти страны ранее принадлежали к социалистическому лагерю и в большей степени их безопасность была заботой СССР, но с окончанием Холодной войны, ситуация в корне изменилась. Многие страны из вышеперечисленных обрели заботу по увеличению расходов на внутреннюю и внешнюю безопасность, а некоторые даже по указанию руководства НАТО[10].

Потому сегодня важной гарантией обеспечения безопасности в странах Европы может быть ряд основных принципов:

·  необходимость обеспечения внутренней безопасности и общественного порядка в каждой стране, исходя из ее экономико-политической стабильности;

·  важность совместного участия как можно большего количества стран Европы в формирующейся посредством различных организаций (НАТО, ОБСЕ) системы коллективной безопасности;

·  готовность всех стран Европы, участвующих в создании данной системы, к возможным затратам и компромиссам для достижения данной цели.

Глава II. ОБСЕ и перспективы дальнейшего развития системы коллективной безопасности в Европе.

2.1. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Особенности использования бюджета организации.

В своей работе я никак не мог обойти и такую крупнейшую в мире региональную организацию, занимающуюся вопросами безопасности, как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Данная организация объединяет 57 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии[11].

На рубеже XXI века она была определена согласно Хартией европейской безопасности (1999г.) как одна из основных организаций в вопросах мирного урегулирования споров и конфликтов в Европе, а также основным инструментом в области раннего предупреждения и возможного предотвращения конфликтов в регионе.

В сущности, организация ставит перед собой те же цели, что и НАТО: выработка мер уменьшения военного противостояния и недопущения военных конфликтов, укрепление безопасности в Европе, урегулирование кризисных ситуаций и ликвидация последствий конфликтов. Область действия организации определяется так называемыми «корзинами». Всего их три[11]:

1.  «Первая корзина», или политико-военное измерение;

2.  «Вторая корзина», или экономическое и экологическое измерение;

3.  «Третья корзина», или человеческое измерение.

Конечно, на то, чтобы выполнять поставленные цели, организации требуются значительные денежные средства, а, следовательно, и тщательно организованный бюджет. Сводный бюджет ОБСЕ на сегодняшний день является одним из самых больших в подобном роде и состоит из двух частей: бюджет Секретариата и институтов, а также бюджет полевых операций. Он пополняется в основном из членских взносов стран-участниц организации. В 2008 году сводный бюджет ОБСЕ составил 164 168 200 евро, из которых бюджет Секретариата и институтов был равен 55 692 200 евро, а львиная доля отошла на бюджет полевых операций (108 476 000 евро). В 2009 году был принят бюджет на уровне 158 676 700 евро. И опять же, большая часть бюджета составила бюджет полевых операций (102 023 800 евро), и только 56 652 900 евро составили бюджет Секретариата и институтов. Собственно, ниже в таблице и на диаграмме можно наглядно увидеть, как менялся бюджет ОБСЕ за период с 2008 по 2010 года[11]: