Экономические аспекты обеспечения безопасности в Европе, страница 4

Источник [8]

Из этой таблицы можно увидеть, что самыми большими военными бюджетами располагают Франция, Великобритания и Германия, что, впрочем, неудивительно, если считать, что эти три государства являются «локомотивами» политического и экономического развития в регионе. Только в этих странах на обеспечение собственной безопасности тратятся огромные средства, по крайней мере в размере порядка двух процентов от ВВП.

Хотя как я уже указывал ранее, достигнутой договоренности об отчислениях в каждой стране НАТО двух процентов ВВП на нужды собственного оборонного бюджета придерживается только Эстония и США, а такие шесть стран альянса, как: Германия, Канада, Италия, Венгрия, Великобритания и Болгария в 2015 году сократят оборонный бюджет. И пусть разница между выделенными властями ФРГ на нужды обороны 32,4 миллиардами евро (1,14% ВВП) и 32,2 миллиардами евро (1,09% ВВП) несущественна, общая тенденция снижения расходов на оборону говорит о том, что развитие военных направлений обеспечения безопасности и разрешений конфликтов в Европе во многом сводится к минимуму. При этом, как утверждает генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг: «Именно ФРГ должна стать лидером не только в экономике, но и в обороне». Однако на фоне этого высказывания сокращение военных расходов НАТО на 20% не дает уверенно заявлять, что силы альянса и вообще сами страны Североатлантического договора готовы увеличивать расходы на оборону[5].

Но не стоит забывать, что бюджет альянса – это не просто абсолютные цифры и проценты. Большинство стран НАТО в принципе не занимаются разработкой новых видов вооружения, соответственно, затраты на оборону ниже. Целый ряд государств просто выполняет определенные обязанности, порой даже просто носящие географический, нежели оборонный или экономический аспект (Норвегия с её северным районом в ПВО, Исландия, в которой едва ли не вся социальная действительность вертится вокруг аэродрома Кефлавик как транзитной базы и опоры прикрытия Северной Атлантики)[9].

Пожалуй, в такой обстановке требование двухпроцентного отчисления от ВВП на нужды обороны для стран Европы является совершенно безумным, поскольку дисбаланс между распределением военного бюджета НАТО, исходя из данных таблицы 1 можно определить следующим образом:

Рис. 3. «Доли стран Европы и США в формировании бюджета НАТО в 2012 году».

Источник: [7]

70% отчислений приходится на США и лишь 30% бюджета приходится на Европу. Причем, стоит учитывать, что эти самые 30% бюджета суммарно больше тех расходов на военные нужды, которые тратят потенциальные противники альянса: Россия, Китай, Индия и Япония[7].

США, диктуя европейским странам свою доктрину, навязывая её ключевым европейским странам, угрожая попросту вывести их из системы коллективной безопасности в североатлантическом регионе, не смогут оказать должного влияния на них, ведь все сводится к стремлению сделать во благо собственных национальных интересов, не поддаваясь на абсурдные мнения Вашингтона. Потому, финансовая составляющая в данной организации во многом гораздо существеннее политической, однако, еще не все страны, состоящие в НАТО это поняли, но при этом одни государства готовы платить и отчислять в бюджет организации необходимые средства, а другие нет.

Поэтому некоторые страны Европы, во многом стараются обеспечить должным финансированием безопасность собственную, во многом также зависящую от безопасности внутри страны и поддержания общественного порядка. На карте ниже можно увидеть, сколько процентов от ВВП тратит каждая страна Европы на обеспечение безопасности и общественного порядка в своей стране:

Рис.4. «Расходы государства на обеспечение безопасности и общественного порядка».

Источник: [8]

Рис. 5. «Расходы государства на обеспечение безопасности и общественного порядка».