Экономические аспекты обеспечения безопасности в Европе, страница 2

Именно Вторая мировая война, разразившаяся в Европе и захлестнувшая весь мир, а также её последствия, стали, пожалуй, главной причиной для создания в европейском сообществе особого мнения касаемо возможности создания системы обеспечения безопасности не столько на индивидуальном, государственном уровне, сколько на региональном, европейском.

Саму коллективную безопасность можно определить, как состояние международных отношений, исключающее нарушение всеобщего мира или создание угрозы безопасности народов в какой бы то ни было форме и реализованное усилиями государств в мировом и региональном масштабе[1].

Но с началом холодной войны и появлением в Европе двух рьяно противоборствующих друг другу военно-политических блоков (Организация Североатлантического договора и Организация Варшавского договора) достижение системы коллективной безопасности было во многом затруднено.

Так продолжалось вплоть до первой половины 70-х, когда разрядка международной напряженности позволила создать сколь-либо действенные гарантии международной безопасности. В 1975 году проходит Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, а с 1990 года – Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе - ОБСЕ). Тогда были заложены, пожалуй, действующие до сих пор во всех сферах принципы взаимоотношений между государствами[2]:

·  неприменение силы или угрозы применения силы;

·  территориальная целостность государств;

·  мирное урегулирование споров;

·  невмешательства во внутренние дела других государств;

·  развитие взаимовыгодного сотрудничества в политической, экономической и культурно-гуманитарной сферах и т.д.

Соблюдение данных принципов во многом предопределяет и наличие ряда экономических составляющих или аспектов обеспечения безопасности в Европе. На сегодняшний день каждая европейская страна, участвующая в системе коллективной безопасности или в рамках организаций, участвующих в создании системы коллективной безопасности (например: НАТО) должна исходить из определенных экономических соображений в сфере обеспечения не только собственной, но и коллективно безопасности. К экономическим аспектам обеспечения безопасности я отнес три:

1.  оборонный (военный) бюджет страны;

2.  расходы на поддержание общественного порядка и обеспечения безопасности (полиция, спасатели и т.д.)

3.  различные отчисления в региональные и/или мировые организации по безопасности (при условии участия страны в таковой)

Собственно, именно эти три пункта во многом и являются теми самыми главными элементами при рассмотрении каждой страны в обеспечении собственной и коллективной безопасности. На них я и буду опираться в дальнейшем своем исследовании, с учетом существующих экономических и военно-политических реалий сегодняшнего дня.

1.2. Организация Североатлантического договора. Расходы государства на обеспечение безопасности и общественного порядка.

На заре Холодной войны, когда глобальное геополитическое противостояние двух разнополярных идеологических систем сводилось к тому, что Европа становилась регионом, по которому проходит главный фронт социализма и капитализма, в США возникает замысел задействовать европейские и североатлантические страны в «защите Европы от советского влияния».

Так, в 1949 году возникла Организация Североатлантического договора, в которую вошли 12 стран: США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия.

В последствии, число стран в результате шести этапов расширения организации возросло до 28. Одной из многочисленных целей данной организации является сдерживание любой возникающей агрессии в отношении территории любого государства – члена НАТО или защиту от неё[3].

На сегодняшний день в состав НАТО входит 28 стран, каждая из которых, по неофициальной установке договора, установленной в Уэльсе в сентябре 2014 года, должна тратить на оборону не менее 2% от своего ВВП, из которых, в свою очередь, 20% отчислять на техническое обеспечение и инвестиции.