Система охлаждения дизельной СЭУ, страница 2

Ориентировочный удельный расход забортной воды на энергетическую установку с учетом потребности на компрессоры, на охлаждение подшипников линии вала и другие нужды составляет 50-75 л/ кВт.ч. Давление, создаваемое центробежными насосами не превышает 0.20 – 0.25 Мпа.

2. МЕХАНИЗМЫ И ОБОРУДОВАНИЕ СИСТЕМ ОХЛАЖДЕНИЯ СЭУ

Как было отмечено  ранее, система охлаждения СЭУ включает следующие элементы: насосы охлаждающей воды, теплообменные аппараты (водоохладители, маслоохладители), расширительную цистерну, арматуру (клапаны, кингстоны, термодатчики), трубопроводы и контрольно-измерительные приборы.

Насосы. Для системы охлаждения дизелей применяются центробежные насосы. Эти насосы имеют высокий КПД, просты по конструкции и обеспечивают свободный проход воды при опорожнении системы.

Простота конструкции существенно облегчает эксплуатацию центробежных насосов, которая сводится к наблюдению за работой, замене сальниковых уплотнений и профилактическим осмотрам подшипников, крылаток, вала и муфты сцепления. Пуск насоса производится при открытом всасывающем клапане и закрытом или слегка приоткрытом нагнетательном. После пуска нагнетательный клапан открывается и производительность доводится до нормальной. Критериями требуемой производительности служат давление воды в системе и температура воды на входе и ввыходе.

Центробежные насосы бывают вертикальные и горизонтальные. Предпочтение отдается вертикальным насосам, так как они занимают меньшую площадь. Как правило, это – автономные моноблочные вертикальные агрегаты с электродвигателем переменного или постоянного тока, имеющим удлиненный конец вала, соединенные между собой фонарем и водокольцевой ступенью самовсасывания.

Судовые насосы типа НЦВ 100/80 АП отечественного изготовления имеют следующие рабочие характеристики: производительность Q=100м3/ч, напор (полный) Н=8.0 м вод. ст., высоту всасывания 5 м вод. ст., мощность на валу N=35 кВт, частоту вращения вала 2900 об/мин, габариты 625х605х1145 мм, массу насоса с электроприводом 464 кг, величину водяных протечек через сальник с мягкой набивкой 10 дм3/ч. Насосы типа НЦВС (насос центробежный вертикальный самовсасывающий) предназначены для перекачивания морской воды температурой до 35 оС и пресной температурой до 70 оС. Иногда в системах охлаждения вспомогательных двигателей используются вихревые насосы. Рабочее колесо вращается с угловой скоростью 1900-2800 об/мин. Вихревой насос, как и простой центробежный, не обладает способностью к «сухому» всасыванию (вода в корпус насоса заливается через специальный кран, или приемная полость насоса сообщается с заполненным водой трубопроводом). В кольцевом канале жидкость движется по винтовым траекториям. Корпуса и крышки корпусов изготавливают из чугуна, рабочие колеса – из бронзы или нержавеющей стали.

Технические характеристики вертикальных одноступенчатых центробежных насосов типов WOCII, WZB со встроенной ступенью водокольцевого насоса обеспечивают насосу свойства сухого всасывания.  Чтобы заполнить водокольцевой насос водой и удалить из корпуса насоса воздух, предусмотрена пробка с краном, соединенная трубками и каналом с соответствующими полостями насоса.

Насосный агрегат состоит из центробежной ступени, водокольцевого насоса, фонаря и электродвигателя. Максимально допустимая температура перекачиваемой воды 60оС, высота всасывания у всех типов насосов 0.07 Мпа (7 м вод. столба).

Водоохладители. Наибольшее распространение  на судах получили трубчатые водоохладители. Преимущество приведенной конструкции заключается в том, что обе крышки могут быть сняты без нарушения плотности полости пресной воды. Такая конструкция водоохладителя существенно облегчает глушение и вальцовку трубок в судовых условиях. Ремонт и профилактика водоохладителя сводятся к очистке полостей забортной воды от грязи, замене протекторных пластин и вальцовке или глушению трубок.