Нередко в праздники женихи уводили невест к себе домой. Это называлось самоходкой. Свадьбы после этого не играли, а регистрировали отношения в сельсовете.
Одним из великих праздников был Ильин день. 2 августа на Погост, где стояла Ильинская церковь, съезжалась вся Чепца. Из года в год повторяли один обряд. Пригоняли скот, «завитинный» богу. Телёнка, овцу приносили в качестве жертвы, его здесь забивали, готовили мясо на костре и угощали всех приезжих. Этот обряд совершали, чтобы не болел скот.
Заключение
В настоящее время полностью стерты с карты деревни Чепецкого сельсовета. На всю округу остались две полуразрушенные избы и руины Ильинской церкви. Часть домов была перевезена в д. Кречетово, во время переселения жителей, остальная - пострадала от пожаров в 70-80 годы 20 века. Эта участь постигла многие деревни России.
Но ещё глубже нравственная проблема, так как деревни это маленькие островки нашей национальной культуры. В мёртвых деревнях осталась малая родина миллионов россиян. Многие не знают своих истоков, своих корней, истории своей малой родины. Утрачены культурные ценности.
Моё исследование даёт представление о жизни людей деревни Чепца в середине прошлого века.
В процессе работы я узнала, как начиналась жизнь Чепцы, версии происхождения названия деревни, какими прекрасными людьми были ее жители, их быт, занятия, главными из которых являлись земледелие и скотоводство. Люди жили дружно, помогали друг другу и в горе, и в радости, всей деревней собирались на праздники. В настоящее время, уже пожилые жители Чепцы, проживающие в д. Кречетово, часто собираются друг к другу на беседы, вспоминая былое за чашкой чая.
В ходе работы у меня появилось много вопросов, касающихся Чепцы, на которые хотелось бы получить ответы (у меня появилось желание и дальше продолжать работу по этой теме). Во время исследования я собрала обширный материал, который не поместился на страницах этой работы.
Сама же Чепца стала мне ближе и роднее, хотя я ни разу не была в местах от куда идут мои корни. Мне захотелось посвятить родной деревне свои стихи.
Чепца, Чепца ты родная!
Я ведь от тебя расту,
Ты, наверное, не знаешь,
Что на свете я живу.
Но я верю, не забыла
Ты всех жителей своих,
Мне бабуля говорила,
Что жила в краях твоих.
Ничего теперь не стало,
Все разрушены дома,
Что стояли возле поля,
На околице села.
От колхоза и овинов
Нет уж даже и следа.
Ты осталась на окраине
Одинёшенька-одна.
Сиротливая старушка,
Ну а может, и село,
Мне так хочется порою
Возрожденья твоего.
Я хочу, чтоб так, как раньше
Процветала ты, живя,
Чтобы жители всё так же
Жили дружно и любя.
Как же жаль, что невозможно,
Не случится, что хочу,
Но я точно не забуду
Всю историю твою!
Пусть данная работа не имеет большого значения для истории страны, но я считаю, что результаты моего исследования интересны и важны тем, кто жил в деревне Чепца, а так же мне.
Список литературы
1. Вологодский Государственный архив. Ф. 1147, оп. 3, д. 2, л. 119; д. 59, лл. 340, 343 об.;
ф. 1300, оп. 23, д. 48, л. 8.
Справочник административно-территориального деления Вологодской области на 1 августа 1954 г.С. 264, 267.
2. Изобразительное искусство. 7 клас: поурочные планы по программе В.С. Кузина/ сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 365 с.
3. Кочуров Н. Ф. Река моей жизни-Свидь. Архангельск: Издательский центр Архангельской государственной медицинской академии,1998.
4. Куратов А. Археологические памятники Архангельской области. Архангельск, 1978г.
5. Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. Москва: Искусство, 1983.
Устные источники:
5. Воспоминания Фомина Александра Михайловича.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.