Есть еще одна легенда, свидетельствующая о многовековой истории. В деревне упоминаются особые места – «Покойники» - бугорки, которые расположены на некоторых участках дорог. По словам жителей, это захоронения поляков. В 1612-1613 гг наших краёв коснулась польско-шведская интервенция. Этих мест сторонились, здесь не сеяли, не пасли скот.
В письменных источниках деревня Чепца, она же село, упоминается значительно позже. В архивном фонде Кирилловского духовного правления Новгородской губернии в клировой ведомости Воскресенской Чепецкой церкви Кирилловского уезда за 1829 г. указано, что «церковь Воскресения Христова состоит в Чепце Кирилловского уезда Новгородской губернии» (тип населенного пункта не указан).
В клировой ведомости церкви Воскресения Христова, «состоящей Новгородской епархии Кирилловского уезда в селе Чепцы» Кирилловского уезда Новгородской губернии за 1866 г. указано:
«Церкви две. Построены: 1) 1776 г. 2) 1817г. Зданием первая деревянная, твердая, вторая каменная, твердая, с таковою же колокольнею».
В списке населенных мест Кирилловского уезда Новгородсгой губернии за 1912 г. в Никольской волости значится Чепецкий Воскресенский погост (так в документе). Главным занятием жителей были церковная служба и земледелие. Церковь и селение располагались в 168 верстах от уездного города, в 135 верстах от железнодорожной станции. В 111 верстах от пароходной станции и в 20-ти верстах от волостного правления. и почтового учреждения [1].
Жители рассказали и о создании колхозов в Чепце. В 30-е годы было 4 колхоза «Большевик» (Погост, Даниловская и Демидовская), «Нива» (Куконца), «Пахарь» (Ившино), «Новая жизнь» (Иваново, Ескина, Малая). В 1949 году колхозы объединили. «Большевик» и «Нива» стали называть колхоз «Имени Калинина», «Пахарь и «Новая жизнь» - «Путь к коммунизму». В 1961 году вся Чепца была объединена в колхоз «Путь к коммунизму». В 1962 году его присоединили к Кречетовскому колхозу «Путь Ильича». 18 августа 1965 года колхоз «Путь Ильича был реорганизован в совхоз «Кречетовский.
Именно с этого периода начинается распад Чепцы.
Кречетовцы бобыли,
До чего нас довели,
Всю скотинушку угнали
И солому увезли.
Так пели женщины в это время.
Постепенно семья за семьей уезжает из обжитых мест, покидая свои дома. Кто уехал в п. Солза Вологодской области, кто в д. Кречетово, кто в д. Тихманьгу, кто в д. Дуброво. Жизнь в д. Чепца замерла.
2. Плотник топором думает
По воспоминаниям местных жителей, в застройке деревни проступала чёткая тенденция к упорядоченной планировке, в частности, к расположению отдельных дворов в некое подобие ряда, вытянутого вдоль дороги, по-местному улица. Дома выходили лицевыми фасадами к единственной транспортной коммуникации. Внешнее очертание деревень напоминало дугу. Жители отразили этот вид в частушке:
«Чепецкая деревенька дугой,
дак и дугой,
Вася Баличев хороший
и Капустин не худой».
Каждый дом вместе с огородом был обнесён изгородью, в землю вкапывали колья-столбы, их обматывали ивовыми вицами, а поперёк прямиком клали жерди. Загоны для выпаса скота обносились изгородью, колья в которой ставили косяком. Вначале XX века строили дома большие, добротные, так как семьи были многодетные, по 6, 7 детей. Так, у родителей моей бабушки, было 5 детей, а у самой бабушки 6. После женитьбы семью сына отделяли, рядом с отчим домом строили зимовку - избу в миниатюре. С 30-х годов строительство больших домов не велось. Дома строили на века, поэтому заготовка древесины велась поздней осенью или зимой: в это время жизнь в дереве замирает, древесина прочная и устойчивая. Часто при строительстве дома собирались не только родственники, но и жители всей округи. Помогали безвозмездно.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.