Культурный и религиозный фактор в становлении западных регионов Китая, страница 8

Длится зависимость Тибета от Китая вплоть до Синьхайской революции, когда далай-лама в 1913 году официально провозглашает независимость Тибета, в противовес всем стараниям Юань Ши Кая и его конституции пяти равноправных народов.[21]

Тибетская независимость длиться вплоть до 1951 года, когда Тибет был официально присоединен к Китаю силами НОАК (национальной освободительной армией Китая).

Первоначально Тибету были даны действительно хорошие условия – не было гонения на монастыри,  монастырские земли оставались, как и земли местных феодалов у своих собственников. Однако это был бы не Тибет, если бы не разгорелось восстание против Китайских властей.

Овчинников ярко описывает изменение жизни Тибета с приходом китайцев на примере горного охотника и кочевого козопаса, чей уровень жизни и заработок заметно возрос, за счет притеснения монополии феодалов на распространение товаров и строительства автодороги соединяющей Тибет с остальным Китаем.

Следовательно, были и недовольные – те самые землевладельцы, которые, по сути, были хозяевами Тибета. После восстания в 1959 году Далай-лама бежал из Тибета, земли монастырей перешли под китайское руководство, как и земли и все имущество тибетских феодалов. Пример этого восстания отчетливо показывает нам, как не доводит до добра жадность.

В последующие годы, благодаря культурной революции из более трехсот монастырей сохранилось порядка десятка. Однако благодаря деятельности Чжоу Эньлая самые красивые и большие монастыри Тибета, представляющие наибольшую историческую ценность, были сохранены.

После прихода к власти Дэн Сяо Пина, осужденные за восстание в 1959 были амнистированы, им даже вернули их родовые поместья, однако земля по-прежнему оставалась в собственности китайских властей.

Вот так непросто складывались китайско-тибетские отношения, полные войн восстаний и обоюдных заговоров и интриг. История многое объясняет, например характер сепаратистских движений в Тибете сегодня и их мотивы.

Современная китайская историография нарочно замалчивает наличие Тибетских государственных органов и представляет Тибет как извечную провинцию Китая,[22] подобное отношение не может не вызывать протеста среди тибетцев.

На сегодняшний день мы имеем вот уже как тысячелетнюю вражду и трехсот летнюю историю борьбы за свободу, которая пока не собирается прекращаться.

Религия.

Религия – это не просто тема, которая выделяет Тибет на фоне других. Религия – основа Тибетской жизни. Не просто, потому что Тибет существует сегодня как теократическое государство. Просто буддизм Тибета – явление совершенно ни на что не похожее. Явление, пропитавшее все слои населения.

Вообще подразделять внутреннюю обстановку в Тибете на религиозный аспект и бытовой нельзя. Просто потому что они неразрывно связаны, ибо так или иначе последний пастух, если не делает что-то для соседнего монастыря, значит, совершает обряды задабривания демонов. Иными словами все действия населения Тибета в той или иной степени имеют религиозный контекст.

Однако, обо всем по порядку.

Первоначально стоит отметить, что в Тибете, как и в Синьцзяне, присутствует единая религия, в данном случае это буддизм, а если быть точнее ламаизм. Однако данный факт совершенно не мешает местным жителям населять окружающее пространство всевозможными демонами и призраками, коих, по мнению А. Давид-Неэль «Чуть ли не больше населения страны»[23]. 

Однако в данном случае, что самое парадоксальное мы не наблюдаем какой-либо конфронтации между местными поверьями и пришлой религией. Напротив, ламы активно помогают местному населению, молятся за здоровый урожай, изгоняют злых духов, совершают обряды переходного цикла, иными словами… исполняют роль самых настоящих шаманов!

Парадокс в том, что для многих лам подобная деятельность является единственным средством к существованию, а в случае их кооперации, целый монастырь берет под свою опеку деревню, или ряд деревень и выполняет подобные функции уже на правах самого настоящего феодала.