Культурный и религиозный фактор в становлении западных регионов Китая, страница 10

Похороны.

Погребальные обряды Тибетцев и все что с ними связано, носят довольно странный (опять же для европейца) характер. Начитавшись про обряды поминовения усопших, дома я довольно успешно отучал отца от привычки, есть на ночь, путем рассказов своих знаний в этой области. Эффект потери аппетита просто стопроцентный, так что если вы сейчас принимаете пищу – приготовьтесь.

Так вот, похороны на Тибете обусловлены рядом факторов, прежде всего географическим. Дело в том, что почва Тибета скудна и камениста, рыть могилы в такой земле удовольствие определенно ниже среднего. Кроме того, Тибет также беден на источники энергии, такие как какая-бы то ни было древесина, поэтому путники как правило жгут засохший навоз волов чтобы согреться, а монастыри отапливаются благодаря огромным тюкам с маслом, которые дают весьма колоритное для Тибета зловоние, и больше коптят чем приносят тепла[27] по словам того же Всеволода Овчинникова.

Таким образом тратить драгоценную древесину на сожжение одного трупа крайне не рационально. А если и хоронить его негде, то, как же избавляться от мертвых? Тибетцы народ смышлёный и придумали интересный способ, подкрепленный мощной философией. Согласно Тибетским верованиям наше тело после смерти должно послужить всем окружающим организмам, посему после смерти и соответствующего отпевания (о котором я буду говорить ниже) остро наточенным ножом труп расчленяют и достают все внутренности. Внутренности позже высушивают и складывают в специальные урны, считается, что они обладают определенной силой. Мясо тела складируют на горных вершинах и оставляют птицам. Жилы срезают и выбрасывают в горные реки, специально для рыб. Кости закапывают неглубоко в землю, чтобы их обсасывали черви[28]. Вот такое вот, если можно выразиться «безотходное производство». Оставшиеся в урнах высушенные  внутренности позже используют в других обрядах, в том числе и в изгнании тех же демонов.

Отпевание.

Обряд прощения с усопшим я специально назвал христианским термином «отпевание» дабы было понятно, о чем пойдет речь. В течение данного обряда, лама наставляет умершего на путь истинный в его странствиях по «Бардо» - загробному миру. Считается, что усопший странствует в бардо 49 дней после чего его сознание перемещается в другую оболочку, рожденную от мужского семени и женской крови [ссылка мистики тибета 15] (тибетцы верят что процесс зачатия происходит именно так).

Причем важно понимать, что путешествует далеко не душа, в нашем понимании, но сознание. Личность усопшего. И от его собственных качеств, от качеств его личности зависит в каких обстоятельствах и кем он родится после своей смерти.  Опытные ламы, не нуждаются в отпеваниях т.к. сами могут найти дорогу по бардо, в то время как для простолюдинов родственники заказывают специальный ритуал.

Во время этого ритуала лама читает специальную магическую формулу, где обращается к усопшему как «совершеннорожденный».  В идеале похоронный обряд заключается в чтении тибетской книги мертвых «бардо тёдол» в течение 40 дней.

Однако, подобная практика соблюдается крайне не всегда, и зачастую обряд совершают на 3, 9 и 40 день, практически, как и в нашей похоронной традиции[29].

Одной из важнейших особенностей является факт того, что к мертвому нельзя прикасаться. Дело в том, что лама, как правило, помогает выйти сознанию усопшего через его голову. Для выполнения этой техники ламы очень долго тренируются. Считается, что тренировки очень опасны, так как есть шанс выпустить собственное сознание и умереть.

Кроме того, считается что ламы, обладающие специальными знаниями, могут сами выпустить свое сознание правильным путем.

Рядом с усопшим же, процесс высвобождения считается безопасным, так как лама работает не со своим сознанием.

В случае если кто-либо дотронется до покойника, считается, что он передаст свою энергию покойнику, и тот может увидеть в этом ложный след и «выйти» не через то место. К примеру, покойники, вышедшие через уши становятся духами музыки[30].

Тибетские отшельники, Наджорпа.