ББК 79.3я73 Б90
Рецензенты:
гл. специалист Федеральной архивной службы России
Г.А. Хабибулина; гл. государственный архивист Волгоградской области, председатель Комитета по управлению архивами Администрации Волгоградской области Н.И. Иноземцев
Печатается по решению редакционно-издательского совета университета
Архивоведение: Учебно-методическое пособие. — Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. — 96 с.
ISBN 5-85534-441-Х
В пособии рассматриваются вопросы классификации документов Архивного фонда РФ, экспертизы ценности документов, комплектования архивов, научно-справочного аппарата, использования архивных документов и организации работы архивных учреждений.
Предназначено для студентов гуманитарных вузов, изучающих специальность «Архивоведение».
ISBN 5-85534-441-Х
© , 2001 © Издательство Волгоградского
государственного университета, 2001
От автора
Одной из отличительных черт общественного сознания и научной культуры нашего времени, связанных с попытками осмыслить прошлое, создать объективную картину исторического развития и использовать опыт прошлого в практической деятельности, является интерес к архивам и ретроспективной документной информации. В связи с этим представляется актуальным изучение архивоведения как комплексной научной дисциплины, разрабатывающей теоретические, правовые и методические вопросы архивного дела.
Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для студентов отделения документоведения и документацион- ного обеспечения управления.
Изучаемый курс является принципиально важным для сту- дентов-документоведов, так как знание научных и методических основ архивоведения позволяет производить аналитико-син- тетическую обработку документной информации, знать основные положения обеспечения сохранности и учета документов, целей, направлений и организационных форм использования документов, а также задачи, структуру и функционирование отраслевой системы научно-технической информации в области документоведения и архивного дела.
Учебно-методическое пособие включает в себя освещение вопросов, прежде всего, теории и методики архивоведения, представляющих наибольшую трудность при изучении. Вопросы историографии курса, истории архивного дела, архивного права и организации работы архивных учреждений освещаются в лекционном курсе.
При подготовке настоящего пособия автор стремился учесть новые направления и тенденции, характерные для современного развития архивоведения.
Введение
Предмет и задачи курса. Основные термины. Связь архивоведения с другими научными дисциплинами
Один из важнейших резервуаров памяти человечества — архивы. Слово «архив» употребляется во многих значениях: 1) архив — учреждение или структурная часть организации, осуществляющая прием, хранение документов и их использование в различных целях (государственный архив, муниципальный архив, ведомственный архив и т. п.); 2) архив — приведенное в порядок собрание документов, образовавшихся в процессе деятельности учреждения или отдельных лиц (архив Пушкина, церковные архивы, архивы волостных правлений и т. п.). Иногда это название специальных сборников и периодических изданий, в которых публикуются документы («Исторический архив», «Архив К. Маркса и Ф. Энгельса»).
Архив употребляется иногда еще и в значении «здание, помещение, где находятся, хранятся документы», то есть в значении, присущем слову «архивохранилище».
В процессе изучения курса «Архивоведение» мы будем употреблять слово архив, как правило, в первом значении.
Архивное дело — отрасль деятельности общества (государства), охватывающая научные, правовые и практические аспекты хранения и организации использования документов.
Архивное дело с древнейших времен было дело именно государственным. Даже когда возникли частные архивы, их документы служили главным образом правовым обоснованием при регулировании взаимоотношений с государством или при посредстве государства. Сколько-нибудь устойчивая государственность просто не могла существовать без письменности, документа как основы управления и права. Наконец, государственный аппарат для своего нормального функционирования должен был обладать особым механизмом, где бы текущая документная информация какое-то время сохранялась. Потребности государственного аппарата вызвали к жизни первые архивы. Поэтому государство должно было заниматься организа- цией хранения и использования документов. Таким образом, архивное дело имеет древнее происхождение.
Но научная дисциплина — архивоведение — возникла сравнительно недавно. Чтобы определить характер архивоведения как научной дисциплины, рассмотрим, как вообще возникают научные дисциплины, в чем их отличие от наук.
Существует множество классификаций наук, но наиболее обобщенную и в то же время простую дал Ф. Энгельс. Он считал, что все науки можно разделить на три большие группы по объекту исследования: 1) науки о неживой природе (астрономия, физика, химия и т. д.); 2) науки, изучающие живые организмы; 3) исторические науки (философия, право, социология и т. д.). Как следует из этой классификации, наука как отрасль знания изучает глобальные проблемы природы, жизни общества. В то же время объект изучения научной дисциплины обладает гораздо меньшим масштабом.
Существует два пути возникновения научных дисциплин. Первый путь — это отпочкование научной дисциплины от основного
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.