Теоретические основы социально-педагогической работы с детьми-сиротами. Условия социально-педагогической работы с детьми-сиротами (на примере приюта села Булатниково)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

общаться с мужчинами,         которые являются для них значимыми взрослыми (папа, дедушка, дядя, тренер в спортивной школе и др.), в то время, как        у воспитанников детского дома ограничены          контакты     с мужчинами,  которые могли         бы оказывать благоприятное     воздействие на формирование         их самооценки.          У девочек-  воспитанниц детского дома и воспитывающихся в семье обнаружена неадекватная самооценка: у девочек из детского дома – неадекватно       заниженная,  у девочек из      семьи -неадекватно завышенная.

Возможно, это можно объяснить разными причинами. У воспитанниц детского дома, которых окружает множество женщин, складывается идеализированный образ женщины, который отличается от реального образа матери, не соответствующий их представлениям о том, какой должна быть девушка, и вызывает у них противоречивые представления о себе. У девочек, воспитывающихся в семье, на формирование самооценки влияет образ матери как значимого человека и ее безусловное принятие. Эти данные подтверждают определяющую роль семьи и значимых близких людей в формировании самооценки подростков.

Более низкий уровень самооценки у младших подростков – воспитанников детского дома может быть объяснен влиянием неблагополучия семьи, в которой они проживали, а у старших подростков на уровень самооценки, как мы предполагаем, этот неблагоприятный фактор не уже оказывает такого действия. Этот факт в большей степени мы связываем с временем пребывания подростков в детском доме.

Изучая тревожность подростков-воспитанников детского дома и подростков из семьи, мы обратились к анализу уровней тревожности и рассмотрели особенности проявления тревожности на низком, умеренном и высоком уровне. Полученные данные представлены на гистограмме № 1.

Гистограмма 1. Результаты уровня тревожности.

Снимок

Мы видим, что у подростков-воспитанников детского дома и подростков из семьи наблюдаются различия в проявлении уровня тревожности: низкий уровень тревожности у подростков- воспитанников детского дома проявляется реже, чем у подростков из семьи; особенно яркие различия отмечаются в проявлении умеренного уровня тревожности ( у подростков детского дома она отмечается значительно реже), а высокий уровень тревожности встречается чаще, чем у подростков из семьи. Тенденция особенно сильных различий умеренного и высокого уровня тревожности может быть объяснена значимостью семьи для создания стабильных, благоприятных условий безусловного принятия ребенка и его спокойного существования, что способствует снижению показателей тревожности. Отмечен более высокий уровень личностной тревожности у воспитанников детского дома, чем у подростков из семьи. В то же время выявлен более низкий уровень ситуативной и оценочной тревожности по сравнению со сверстниками из семьи. Подростки – воспитанники детского дома не испытывают потребности в оценке знаний и результатов их учебы со стороны воспитателей и учителей. Заинтересованность учебными успехами формируют родители, а у подростков, лишенных родительского попечения, она остается несформированной, что подтверждает утерю ценности образования у воспитанников детского дома.

Рассматривая особенности проявления социометрического статуса у подростков-воспитанников детского дома и подростков из семьи, мы обратились к сравнению уровня принятия их в классе, определяемого количеством позитивных выборов.

Гистограмма 2. Результаты социометрического статуса (социометрия).

Снимок

Как видно из гистограммы  2, среди воспитанников детского дома в классах общеобразовательной школы нет учеников, которые находились бы в позиции «звезд», то есть тех, кто получил наибольшее количество позитивных выборов и имел бы благоприятное социальное принятие; 33% учеников приняты одноклассниками, к ним спокойное, нейтральное отношение одноклассников; 50% учеников не приняты в классе, их общения избегают, с ними стараются не иметь общих дел, по возможности их сторонятся; 17% учеников – «отверженные», пополняют группу школьных дезадаптантов. По мнениям учителей и воспитателей, у них не сформирована школьная мотивация, эти ученики пропускают занятия, плохо учатся, часто отстают в усвоении учебного материала, что влияет в свою очередь на отношение к ним одноклассников.

Обнаружены статистически значимые различия во всех сравниваемых группах: у воспитанников детского дома уровень социометрического статуса ниже, чем у их сверстников из семьи. Можно предположить, что это связано с социальной ситуацией развития: воспитанники детского дома, лишенные семейного окружения, с трудом адаптируются в социуме, испытывают трудности в общении со сверстниками и, в частности, в школе как недетдомовском учреждении, где они должны вступать в контакты с «домашними» детьми, являются «непринятыми», «отверженными». Трудности в адаптации воспитанников детского дома к школьным условиям, к необходимости взаимодействия с одноклассниками, воспитывающимися в семье, которых воспитанники детского дома считают «чужими», могут явиться причиной трудностей дальнейшей социализации выпускников детского дома к условиям широкого социума, так как у них сформировано особое чувство «детдомовцев». Представляется важным отметить, что подростки, воспитывающиеся в детском доме, и подростки из семьи по-разному воспринимают свое положение в классном коллективе. Отличается степень удовлетворенности их своим положением в коллективе и отношением с одноклассниками. Подростки, воспитывающиеся в детском доме, находясь в позиции «отверженных», считают свое положение в классе нормальным, отношения с одноклассниками тоже нормальными, что подтверждает снижение значимости социометрического статуса для воспитанников детского дома.

Выявлено, что     время пребывания в детском доме является одним из факторов,  заметно        обуславливающих проявление личностных качеств:  в условиях психолого-педагогической поддержки с увеличением времени пребывания в детском доме повышается самооценка и уровень её адекватности, снижается тревожность. В то же время необходимо отметить, что у воспитанников детского дома социометрический статус почти не меняется, хотя наблюдается положительная тенденция к его улучшению.

Таким образом, однозначно утверждать, что время пребывания подростка в детском доме является позитивным фактором личностного развития, нельзя. Однако, важно отметить положительную тенденцию личностного развития воспитанников детского дома.

Изучение чувств воспитанников детского дома и связь их с жизненным опытом показали неоднозначную картину: негативные чувства связаны с жизненным опытом (голод, несчастья, травмы, насилие и др.) и представлены «богаче», «шире», «конкретнее»,чем позитивные чувства

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
192 Kb
Скачали:
0