Формирование технологического ландшафта России с учетом опыта стран БРИСК, страница 7

Развитие технологического ландшафта России стало такой же важнейшей задачей, как и повышение уровня жизни, обороноспособности и прочих общенациональных задач. Слово «инновация» прочно вошло в наш лексикон. Преодоление глубочайшего технологического кризиса 1990-х годов стал возможен по следующим причинам:

Во-первых, в 2000-е гг. цены на энергоносители, в т.ч. нефть стали повышаться. В 2008 г. цена на нефть составляла 140 $ за баррель. Это позволило в кратчайшие сроки не только погасить государственный долг, но и направить нефтедоллары на восстановление основных производственных фондов и на инновационные разработки;

Во-вторых, успешная налоговая политика позволила увеличить число предприятий, занимающихся инновационными разработками. Введён подоходный налог на физических лиц в 13 %, налог на прибыль – 24 %, общее количество налогов сокращено с 54 до 15. Налоговая нагрузка была перераспределена в нефтяной сектор. Благодаря снижению налоговой нагрузки и её перераспределению увеличилась собираемость налогов – а это давало новый приток средств в казну вдобавок к нефтедолларам, которые были направлены на поддержание отечественного сектора инноваций.


2. Современные проблемы технологического развития БРИКС и России

2.1. Технологическое развитие и инновации в интеграционных объединениях мира

Мы считаем, что в нынешний век глобализации и вытеснения экономических систем закрытого типа открытыми нельзя рассматривать проблемы технологического развития России, не рассмотрев хотя бы в общих чертах, как проходит этот процесс в других странах. Как известно, всё познаётся в сравнении.

Мы живем в постиндустриальную эру, всю сущность которой испытали на себе именно развитые страны. Именно они ввели мир в новую эпоху в 1970-е гг. Ныне в развитых странах более 70 % в структуре ВВП страны занимает сектор услуг, меньшую часть – промышленность и сельское хозяйство. В сумме 93 % рынка инноваций принадлежат США, Японии (АТЭС) и ЕС. Именно сектор услуг и информационные ресурсы являются локомотивом экономики США, Великобритании, Франции, Германии.

Но, несмотря на многие сходства в экономике данных стран, существуют различия по поводу того, как реализуется технологическое развитие в разных странах. Говоря о технологическом развитии в данных странах, мы подразумеваем прежде всего развитие сектора инноваций, т.к. это основа развития техники в современных условиях.

Яркий пример экономики с сугубо выраженным инновационным укладом является США. Более 70 % ВВП здесь занимает сфера услуг. Особенность инновационного прогресса США заключается в том, что его воплощают в основном предприятия малого и среднего бизнеса (далее – МСП), а не крупные компании. Наблюдая за таким путём претворения в жизнь инноваций, российские реформаторы делают ставку на поддержку малого и среднего бизнеса, рассчитывая на получение аналогичного результата. Так, количество нововведений на 1 $ затрат в МСП четырёхкратно превышает этот показатель в крупных предприятиях, а количество патентов на 1 работника – в 16 раз больше. Такими показателями американская инноватика во многом обязана принятию в 1982 г. ФЗ «О развитии инновационной деятельности в малом бизнесе», который впоследствии изменялся. [12] В США существуют две фундаментальные программы инновационного развития – программа инновационных исследований в малом бизнесе (SBIR) и программа трансферта технологий малого бизнеса (STTR) [13]. Первая программа (SBIR) является конкурсной: самые успешные конкурсанты получают грант от различных федеральных министерств. В конкурсе участвуют предприятия, чья инновационная деятельность связана с научными разработками государственной важности. Крупнейшими заказчиками научных разработок в США считаются Министерство обороны, Министерство здравоохранения и обслуживания населения и Национальное управление по астронавтике и космонавтике. [14, С. 113-119]. Другими заказчиками НИОКР в США являются также министерства сельского хозяйства, торговли, образования, энергетики, транспорта, Агентство защиты окружающей среды, Национальный научный фонд и Комиссия по атомной энергии (составное правительственное ведомство). Каждое из приведённых ведомств способно субсидировать малому бизнесу более 100 млн $ в рамках одного конкурса. Причём, министерства сами определяют перспективные сферы разработок, оценивая при этом способность предприятия участвовать в конкурсе, а затем выбирают наиболее выигрышные разработки, которые впоследствии внедряются в рынок.