Формирование технологического ландшафта России с учетом опыта стран БРИСК, страница 12

Таблица 3прогноз размера номинального ВВП (слева) [25] и ВВП на душу населения (справа) [24] стран БРИК, США и Мексики в 2050 г., $ трлн.

Хотя данные прогнозы были опубликованы в 2007 г., но тем не менее, мы считаем, что нужно отталкиваться именно от них, так как замедление роста экономик БРИКС обусловлено временными факторами, вредное последствие которых можно избежать. Эти факторы следующие:

1)  Повышение процентных ставок в США. Американские кредиты становятся дороже для всего мира, в частности для БРИКС.

2)  Политические риски в странах БРИКС в связи с принятием по украинскому вопросу иной точки зрения, нежели в странах Запада, а также отсутствием поддержки санкционного давления на Россию. А, как известно, чем выше степень неопределенности политической обстановки в стране, тем менее привлекателен бизнес-климат данной страны.

3)  Дисбалансы в экономиках стран БРИКС, такие как неоправданный масштаб поддержки нефтегазового сектора в России и перенасыщение инвестициями китайского рынка недвижимости. Причём, последний пример дисбаланса следует воспринять в особенности, так как ныне Китай, а не США являются локомотивом мировой экономики (согласно отчёту МВФ, ВВП по ППС Китая за 2014 г. составил $17,6 трлн против американских 17,4). Замедление роста экономики Китая означает замедление развития мирового хозяйства, в частности в странах БРИКС.

Среди приведённых проблем самой сложной является вторая, так как она имеет сугубо политическое решение, и решение этой проблемы зависит от здравого смысла и умения, желания договариваться противоборствующих сторон. Экономические инструменты здесь возымеют слабое воздействие. А от решения этой и остальных двух проблем зависит успех БРИКС в технологическом, инновационном развитии.

Теперь раскроем содержание инновационной политики и её перспективы в ЮАР, Бразилии, Индии и Китае.

В Индии инновационная политика осуществляется планово – это положение закреплено в документе «Политика в области науки и технологий». Конкретные шаги к инноватизации индийской экономики прописываются в пятилетних планах. Ведущая роль здесь принадлежит Национальному инновационному совету, которым руководит советник премьер-министра Сэм Питрода. Можно сказать, что современная инновационная политика в Индии берёт начало с 2000 г., когда стартовала кластерная политика Правительства Индии – пакет из 24 программ был направлен на поддержку более 1200 кластеров, для чего было выделено свыше $1,4 млрд – причем правительство только начало изучение возможности инновационного развития кластеров. Затем, в 2007 г. была принята Программа по содействию развитию инновационных кластеров. Так, благодаря ней появились такие кластеры как кластер IT-технологий в Дели, фармацевтические кластеры в Ахмедабаде и Хайдерабаде, кластеры развития литейной промышленности в Самалкха, Фаридабаде и Каитхале. Помимо IT, фармацевтики и литейной промышленности Индия добилась значительных успехов в авиакосмической отрасли и ядерной энергетике – был организован в 2008 г. запуск спутников на своём оборудовании и сконструирован ядерный реактор для подводной лодки. Но самыми конкурентоспособными отраслями в Индии считаются IT-технологии и фармацевтическая промышленность. Поэтому для Индии выгодным считается инвестировать именно в эти отрасли, особенно в IT-технологии, т.к. это база доминирующего ныне V технологического уклада. [26]