В Бразилии основной преградой к переходу к экономике знаний является низкий уровень образования населения. Последний, в свою очередь, вызван бедностью населения. Многие дети попросту не посещают занятия либо из-за недосмотра родителей, либо из-за того, что родители посчитают лучшим отправить ребёнка на работу из-за нехватки денег, нежели в школу. И это несмотря на то, что в стране запрещена эксплуатация труда лиц младше 16 лет и что среднее образование в Бразилии является обязательным и бесплатным. Из-за низкого уровня образования затруднительным становится повысить производительность труда. Поэтому в стране была принята программа BolsaEscola, обязывающая родителей отправлять детей в школу, следить за их здоровьем. Повышение уровня образования населения даёт основу для создания НИОКР хотя бы при иностранных компаниях, но на территории Бразилии. Однако Бразилия за счёт образованной части населения смогла достичь значительных успехов в сельском хозяйстве, фармацевтической промышленности и даже в программном обеспечении IT-технологий. Однако в таких высокотехнологичных сферах как ПО для IT или фармацевтике Бразилия отстаёт не по качеству, а по количеству – и в этом случае дефицит предложения восполняется иностранной продукцией. Малое количество связано с уже упомянутым торможением развития производительности труда в связи с ситуацией в образовании.
В ЮАР основной проблемой инновационной политики является неопределенность в том, кому принадлежит решающая роль в её проведении (государству, ВУЗам или частному сектору), а также пережитки апартеида, отсутствие четких инструментов достижения состояния инновационного развития. Причём, пережитки апартеида отражаются в первую очередь на сфере образования – перед правительством ЮАР стоит задача завершить слияние образовательных программ белого и черного населения. Существующая Национальная стратегия исследований и развития в Южной Африке (2002 г.) по большей части не даёт объяснения того, как и в каком объёме будут финансироваться предприятия, чья деятельность считается инновационной.
Рисунок 4 – сконструированные кризисы в ЮАР [27, C. 7]
На этом рисунке можно увидеть, что преодоление кризисов изоляции и импортозамещения в ЮАР породили кризисы, связанные с интеграцией и глобализацией. После долгих лет изоляции страна крайне болезненно воспринимала открытие своей экономики. При переходе от одних сконструированных кризисов к другим правительство балансирует между плановостью и невмешательством, что также изображено на данном рисунке. Целесообразным для ЮАР было бы, во-первых, определить руководящую субстанцию в процессе инноватизации экономики – государство, предпринимательство или сфера образования, во-вторых, завершить слияние образовательных программ для черного и белого населения, и в-третьих – разработать четкую программу финансирования инновационных кластеров и инструментарий использования таких инвестиций со стороны государства. [27]
Про инновационную политику в Китае уже говорилось во II главе, так что здесь остаётся лишь добавить, что Китаю остаётся лишь выбрать правильную стратегию проведения не заимствованных, а собственно китайских инноваций, так как необходимый потенциал для этого уже имеется.
Итак, мы предложили варианты успешного развития событий в инновационной сфере Бразилии, Индии, Китая, ЮАР. В п.3.2 мы раскроем варианты взаимодействия России в рамках стран БРИКС для успешной реализации инновационной политики.
3.2. Перспективы развития технологического ландшафта России
БРИКС – это объединение стран с самыми быстрыми темпами роста экономик в мире.
Рисунок 5 –Прирост ВВП в России, 2000-2014 гг., график
Россия входит в число этих стран – за 2000-2014 гг. среднегодовой рост ВВП в нашей стране составил 4,6 %, абсолютный ВВП (по ППС) вырос на 69,1 % и на 2014 г. составил $3,701 трлн (6-е место в мире), а в том же 2014 г. ВВП по ППС на душу населения составил $24,298 тыс. (46-е место в мире).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.