Рассчитываем изгибающие моменты по нагруженным участкам вала в горизонтальной плоскости YAZ:
, ,
, ,
, , .
, ,
, , ,
, , .
По полученным значениям строим эпюру изгибающих моментов (рис. 3, д).
Определяем величины суммарных изгибающих моментов в сечениях вала (точки 1…3):
,
,
, ,
,
.
По полученным значениям строим эпюру изгибающих моментов (рис. 3, е).
Строим эпюру крутящих моментов Т, определяя по схеме привода нагруженные участки вала (рис. 3, ж).
Находим опасное сечение по величине и Т на эпюрах. Из рис. 3 видно, что опасное сечение находится под шестерней, т.к в этом сечении максимальное значение изгибающего момента и наличие крутящего момента.
Эквивалентный момент в этом сечении равен:
,
,
Уточняем диаметр вала в опасном сечении под шестерней, принимая допускаемое напряжение при изгибе , МПа:
,
, мм.
Расчет показал, что диаметр вала под шестерней необходимо уменьшить по сравнению с ранее принятым , мм. По ГОСТу принимаем , мм.
6.2. Выходной вал редуктора
Строим общую расчетную схему нагружения вала (рис 4, а). Направление сил в зацеплении зубчатых колес и в открытой передаче определяем по рисунку в задании.
Вычерчиваем схему нагружения вала в вертикальной плоскости XAZ, представляя его в виде балки на двух опорах – А и В (рис 4, б).
Рассчитываем реакции опор в точках А и В из условий равновесия:
,
,
,
, Н.
,
,
,
, Н.
Выполняем проверку:
Определяем изгибающие моменты по нагруженным участкам вала в вертикальной плоскости XAZ:
, ,
, ,
, , .
, ,
, ,
, , .
Строим эпюру изгибающих моментов в вертикальной плоскости (рис. 4, в)
Вычерчиваем схему нагружения вала в горизонтальной плоскости YAZ, для чего совмещаем плоскость YAZ с плоскостью чертежа (рис. 4, г).
Определяем реакции опор в плоскости YAZ:
,
,
,
, Н.
,
,
,
, Н.
Выполняем проверку:
Рассчитываем изгибающие моменты по нагруженным участкам вала в горизонтальной плоскости YAZ:
, ,
, ,
, , .
, ,
, ,
, , .
По полученным значениям строим эпюру изгибающих моментов (рис. 4, д).
Определяем величины суммарных изгибающих моментов в сечениях вала (точки 1…4):
,
,
, ,
По полученным значениям строим эпюру изгибающих моментов (рис. 4, е).
Строим эпюру крутящих моментов Т, определяя по схеме привода нагруженные участки вала (рис. 4, ж).
Находим опасное сечение по величине и Т на эпюрах. Из рис. 4 видно, что опасное сечение расположено под зубчатым колесом.
Эквивалентный момент в этом сечении равен:
.
Уточняем диаметр вала в опасном сечении под зубчатым колесом, принимая допускаемое напряжение при изгибе , МПа:
мм
Расчет показал, что диаметр вала под колесом необходимо уменьшить по сравнению с ранее принятым , мм. По ГОСТу принимаем , мм. Корректируем диаметры остальных участков вала: , мм; , мм; мм; , мм; , мм.
6.3 Уточнённый расчёт выходного вала на усталостную прочность.
Этот расчёт уточняет результаты проверочного расчёта выходного вала редуктора и заключается в определении коэффициента запаса прочности n в опасном сечении вала. В данном случае учитываются дополнительные концентраторы напряжения, которые не были учтены в предыдущем расчёте на статическую прочность.
Условие прочности имеет вид:
Где
коэффициент запаса прочности в опасном сечении;
коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям;
(1,5…4,0)-рекомендуемый коэффициент запаса прочности .
Где
,- пределы выносливости при изгибе и кручении ,МПа;
,- эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении;
,-масштабные коэффициенты;
- коэффициент поверхностного упрочнения , =1 ;
,-амплитудные значения нормальных и касательных напряжений, МПа;
,- средние значения нормальных и касательных напряжений, МПа;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.