Из условия контактной прочности определяем межосевое расстояние передачи
где Ка - коэффициент межосевого расстояния, Ка = 495 МПа - для прямозубых колес;
ψba - коэффициент ширины колесаb2относительно межосевого расстояния aω;
КHβ - коэффициент неравномерности распределения нагрузки по длине контактной линии.
ψbd – допускаемое контактное напряжение передачи, МПа.
ψbd= ψba(u + 1)/2=0,4∙(5+1)/2=1,2
тогда принимаем исходя из [табл. 3.5] КHβ = 1,07
, мм.
Для прямозубых колес модуль зацепления рассчитываем по выражению
m= (0,01...0,02)аw, мм,
m= (0,01...0,02)∙225=2,25…4,5;
Принимаем стандартный нормальный модуль m=3мм.
Определение числа зубьев:
, где
– суммарное число зубьев, ![]()
![]()
Затем вычисляем число зубьев шестерни z1 и колеса z2:
![]()
.
Уточняем передаточное отношение:
![]()
Таблица 2 - Основные параметры передач внешнего зацепления с цилиндрическими прямозубыми колесами.
|
Геометрические параметры |
Расчетные формулы для прямозубых колес |
|
Диаметр делительный окружности d, мм: |
|
|
шестерни |
|
|
колеса |
|
|
Диаметр окружности выступов da, мм |
|
|
шестерни |
|
|
колеса |
|
|
Диаметр окружности впадин df ,мм |
|
|
шестерни |
|
|
колеса Уточняем Межосевое расстояние аω, мм |
|
|
Ширина зуба b, мм |
|
|
шестерни |
|
|
колеса |
|
м/с.
Проверяем расчет закрытой цилиндрической зубчатой передачи:
Расчет сил в зацеплении:
Окружные:
3777 Н;
Н;
Радиальные:
1375 Н;
Осевое
усилие:
;
Проверяем передачи по условию контактной прочности:

где ZH =1,76 коэффициент, учитывающий форму сопряженных зубьев,
ZM - коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных колес,
ZM = 275 МПа1/2;
Z ε - коэффициент, учитывающий суммарную длину контактной линии для прямозубых колес
![]()
где
-коэффициент
торцевого перекрытия

где qHt - удельная расчетная окружная сила
где
- коэффициент
неравномерности распределения на грузки по длине зуба при изгибе,
-
коэффициент неравномерности распределения нагрузки между отдельными зубьями,
для прямозубых передач ,
-
коэффициент динамической нагрузки, который зависит от твердости материала колес,
их скорости т степени изготовления,
МПа,
Перегрузка передачи по контактным напряжениям составляет величину:
100 % = 10,3 %,
Это не выходит за пределы нормы- максимальная перегрузка не должна превышать 20%.
Вычисляем напряжения изгиба у ножки зуба:
Зубья шестерни и колеса буду иметь равную прочность на изгиб при следующем условии
![]()
Проверка зубьев на изгибную прочность:
МПа, где
YF - коэффициент формы зуба, (для
шестерни
для колеса
[табл.
3.11];
Yβ - коэффициент, учитывающий наклон зубьев
![]()
где Yε – коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев;
qFt - удельная расчетная окружная сила
где
- коэффициент
неравномерности распределения на грузки по длине зуба при изгибе, принимаем его
исходя из [табл. 3,9]
-
коэффициент неравномерности распределения нагрузки между отдельными зубьями,
для прямозубых передач , принимаем его исходя из [табл. 3,9]
-
коэффициент динамической нагрузки, который зависит от твердости материала
колес, их скорости т степени изготовления, принимаем его исходя из [табл. 3,10]
![]()
Таким
образом, полученные в результате расчета изгибные напряжения значительно меньше
допускаемых (
МПа
МПа).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.