Основы акустического проектирования помещений и открытых пространств, страница 7

м, принимаем расширение зала с каждой стороны равным 1,2 м.

В этом случае ширина зала у задней стены составит

;

а ширина зала у авансцены составит

 .

Вычерчиваем план зала в выбранном масштабе в соответствии с полученными размерами (пример приведен на рисунке 1).

Рис.1 - План зала (размеры в метрах)

3.1 Расчет профиля пола

Для обеспечения условий беспрепятственной и минимально ограниченной видимости в зале необходимо выполнить последовательный подъем рядов зрительских места так, чтобы было обеспечено прохождение лучей зрения ко всем частям объекта наблюдения над головами впереди сидящих людей. При хорошей видимости объекта наблюдается качественное восприятие прямого звука.

При построении профиля пола угол уклона зрительских мест в партере, в простейших случаях, может быть принят равным 10 градусам для речевых залов и 12 градусам для музыкальных залов.

Конструктивную высоту подъема последнего ряда по отношению к нулевому уровню для рассматриваемого зала драмтеатра с 20 рядами кресел находим по формуле

 ,                      (10)

где– ширина ряда,.

Конструктивное превышение ряда над рядом определяется по формуле

,                                                            (11)

3.2 Выбор и обоснование формы зала

Форма зала в плане и продольном разрезе выбрана исходя из следующих требований:

-  обеспечить слушателей прямым звуком и интенсивными мало запаздывающими отражениями. Для слушателей, удаленных от источника звука более чем на 8 метров, разность ходов отраженного и прямого звука не должна превышать 10 метров (оптимально не должна превышать 7 метров);

-  достигнуть возможно большей диффузности звукового поля.

Для того, чтобы выполнить первое требование, пол в зале делается со значительным подъемом, что показано на рис.3.Тем самым обеспечивается превышение зрителей последующего ряда над зрителями предыдущего ряда.

Над авансценой в передней части зала размещается звукоотражатель, а ширина зала к авансцене уменьшается. Отражатель и примыкающие к порталу боковые стены на расстоянии более 8 метров от источника звука обеспечивают малое запаздывание первых интенсивных отражений.

Отражателю на потолке и прилегающим к порталу частям боковых стен придается слегка выпуклая форма. При такой форме вся передняя часть зала за пределами 8 метров остается в поле отражений от этих поверхностей даже при перемещении источника звука в глубину сцены.

Наклонный участок потолка, примыкающий к задней стене, направляет дополнительные малозапаздывающие отражения к слушателям последних рядов и предотвращает неблагоприятное обратное отражение звука на авансцену (в зону расположения микрофона).

Второе требование,  повышение диффузности звукового поля, выполняется путем расчленения верхних частей боковых стен. Так как в данном случае угол расхождения боковых стен зала невелик, можно, проведя плоскость через источник звука и положение ушей слушателей у задней стены, (на рисунке 3 эта плоскость показана штриховой линией), приближенно считать, что первые отражения от боковых стен создаются их участками, лежащими ниже этой штриховой линии. Поэтому части боковых стен, лежащие на 0.5-1 метр выше указанной линии, можно использовать для размещения сильных членений. Сами членения на рисунке 3 не показаны, т.к. они выбираются с учетом архитектурных соображений.

Нижние гладкие части боковых стен не параллельны друг другу, что так же способствует повышению диффузности звукового поля и значительно ослабляет неприятный эффект «порхающего» эха.

В очертании потолка основная часть плоская, горизонтальная. Возможны и другие очертания потолка, например, в виде выпуклых поперечных секций. Такие секции, давая направленные отражения на удаленные места зала, в то же время создают некоторое желательное рассеяние звука. Эти секции могут переходить и на верхние части боковых стен.

Балкон так же приводит к членению стен, что способствует хорошей акустике. Наклонные потолки пазух балкона улучшают слышимость и разборчивость звука в пазухах.

3.4 Расчет времени реверберации

Для определения времени реверберации достаточно произвести расчет на трех частотах 125, 500 и 2000 Гц.