Интенсивными звуковыми отражениями являются (при достаточно малом их запаздывании) те, которые удовлетворяют условиям применимости геометрических отражений. На рис. 13 показан в виде лучей ход прямого звука от источника Q и первых отражений (с углом падения g1, равным углу отражения g2) от потолка и стен, проходящих в какую-либо точку М в области расположения слушателей.
Если расстояние от источника Q до точки приема М превышает 8 м, следует обеспечить кроме прямого звука приход в эту точку малозапаздывающего первого отражения. Для хорошей разборчивости речи желательно, чтобы оно запаздывало по сравнению с приходом прямого звука не более чем на 20 мс. В случаях, когда добиться, такого малого запаздывания затруднительно, оно может быть увеличено до 30 мс.
Так как скорость звука в воздухе составляет около 340 м/с, то запаздыванию на 20 мс соответствует разность ходов отраженного и прямого звука около 7 м, на 30 мс - 10 м. Таким образом, при расстоянии точки М от источника более 8 м для наиболее раннего отражения желательно, чтобы разность ходов QO+OM+QM (рис. 13) не превышала 7 м, вовсяком случае, не была больше 10 м. При этом следует брать истинные длины указанных отрезков, а не их проекций на чертеже.
Последовательные запаздывания прихода дальнейших отражений (то есть промежутки времени между приходами отдельных отражений) также не должны превышать указанных значений.
При расчетах разности ходов высота источника над полом эстрады или сцены принимается равной 1,5 м (уровень рта исполнителя), а высота точки приема над полом - равной 1,2 м (уровень уха слушателя).
1.4 Создание диффузного звукового поля в зале
Идеально диффузное звуковое поле характеризуется тем, что во всех его точках усредненные во времени уровень звукового давления и поток приходящей по любому направлению звуковой энергии одинаковы. Эти условия не выполняются полностью в реальных помещениях, но для создания хорошей акустики следует, по возможности, приблизиться к ним. Значительные отступления от этих условий приводят к существенным акустическим дефектам залов.
При выборе формы ограждений следует избегать вогнутых поверхностей, способных концентрировать отражаемый звук. Концентрация отражений при малом запаздывании относительно прямого звука приводит к снижению разборчивости речи, а при большом запаздывании – к появлению ощутимого эха.
Для предотвращения концентрации звука радиус кривизны отражающей поверхности (стен и потолка) должен по крайней мере в два раза превышать расстояние от отражающей поверхности до источника.
По той же причине залы, имеющие в плане круглую, овальную, подковооборазную или другую форму с вогнутыми стенами допустимы лишь при специальном расчленении вогнутых поверхностей, предотвращающем концентрацию отраженного звука .
Выпуклые поверхности, наоборот, создают рассеянное отражение звука и повышают диффузность звукового поля.
Для обеспечения достаточной диффузности звукового поля необходимо, чтобы значительная часть внутренних поверхностей зала создавала рассеянное ненаправленное отражение звука. Это достигается расчленением поверхностей балконами, пилястрами, нишами, секциями и другого типа членениями.
Гладкие большие поверхности не способствуют повышению диффузности. Особенно нежелательны гладкие параллельные друг другу плоскости (например боковые стены), так как в результате многократного отражения звука между ними может возникнуть «порхающее эхо». Расчленение таких поверхностей ослабляет этот эффект. Повышает диффузность и небольшое отклонение стен от параллельности (на 2,5-6º)
Сильно рассеивающие детали целесообразно размещать на поверхностях, не дающих малозапаздывающих отражений, направленных к слушателям. Хорошо рассеиваются звуковые волны, длина которых близка к размерам детали. Наиболее эффективны элементы, имеющие криволинейное выпуклое или треугольное сечение, так как они рассеивают также и более короткие волны.
1.5Определение оптимального времени реверберации
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.