«Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологии и Дизайна»
Институт: Высшая школа печати и медиатехнологий
Кафедра: Книгоиздания и книжной торговли (КИ и КТ)
Специальность: Издательское дело
Форма обучения: Очная
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Социально-оценочная метафора в современном газетном тексте
Выполнила:
Студент группы 2-ГИДА-5 _________
(подпись) (Ф.И.О.)
Руководитель:
Кандидат филологических наук, доцент
(уч.степень, звание)
__________
(Ф.И.О.) (подпись)
Дата защиты работы ____________
Оценка _________________________
2017
Содержание
Введение--------------------------------------------------------------------------------- 3
Глава 1. Язык современных СМИ--------------------------------------------------- 5
§1. Особенности языка СМИ------------------------------------------------------ 5
§2. Средства выражения оценки в СМИ---------------------------------------- 9
Глава 2. Социально-оценочная метафора--------------------------------------- 16
в современных СМИ----------------------------------------------------------------- 16
§1. Особенности метафоры в СМИ--------------------------------------------- 16
§2. Метафорические поля в современных СМИ----------------------------- 20
Заключение---------------------------------------------------------------------------- 28
Список использованных источников---------------------------------------------- 29
Приложение--------------------------------------------------------------------------- 32
Глава 2. Социально-оценочная метафора
в современных СМИ
§1. Особенности метафоры в СМИ
Как было определено в предыдущей главе, одной из основополагающих сторон газетно-публицистического стиля является оценочность. Реализуется данная функция прежде всего через метафору.
Для начала дадим ей определение.
Метафора была известна еще в древности, и первым ей дал определение Аристотель: «Метафора — перенесение слова с изменением значения из рода в вид, из вида в род, или из вида в вид, или по аналогии»[1]. Тогда она понималась исключительно как средство создания художественного образа, как нечто эстетическое; к ней относились как к «некоторому дополнительному механизму языка, но не как к его основной форме». Только в 20 веке ученые заинтересовались феноменом метафоры и стали изучать ее досконально[1].
Один из первых ее исследователей, американский логик и философ Макс Блэк, определил структуру метафоры, придумав для этого термины «фокус» и «рама»[1]. Рассмотрим его теорию на примере метафоры «призрак популизма бродит по Европе» [СПб ведомости, 23.03.2017]. «Фокусом», то есть тем, что употреблено метафорически, является образ бродящего призрака, «рамкой» — то, что используется в буквальном смысле: Европа и популизм. В любой метафоре есть «фокус» и «рама».
Итак, по словарю Ожегова, метафора — это «вид тропа, скрытое, образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому (напр., чаша бытия), а также вообще образное сравнение в разных видах искусств. В лингвистике: переносное употребление слова». С точки зрения Б. Н. Томашевского[1], от сравнения метафора отличается тем, что: «В сравнении назван и самый предмет, и основание сравнения. В метафоре ничего этого нет. Требуется, чтобы читатель сам догадался, о чём идет речь и почему привычное слово замещено другим, в необычном значении. Таким образом, метафора требует большей работы мысли и воображения». Именно способность метафоры нести в себе скрытую оценку так привлекает журналистов. Она позволяет ненавязчиво, из-под завесы некоего образа воздействовать на читателя.
Метафора — очень сложное языковое явление, она и по сей день служит предметом научных дискуссий. До сих пор не существует единой классификации метафор, однако все исследователи выделяют два её типа: языковую и художественную (индивидуально-авторскую). Но и тут есть место спорам: одни авторы считают, что языковая и художественная метафоры противопоставлены друг другу (Г. Н. Скляревская, Б. А. Ларин), другие, что они — единое целое (Григорьев).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.