Журналист сравнивает Марин Ле Пен с чем-то, что покрыто тефлоном. Так как тефлоновое покрытие обладает повышенной теплостойкостью, то и Ле Пен удается избегать, как огня, громких скандалов, сильно попортивших репутацию Фийона. Данная метафора саркастична и пронизана сильным неприятием со стороны автора к этому политику. Чтобы не потерять избирателей, Ле Пен «скармливает» им различные конспирологические версии, а они, как малые дети, эту ложь «съедают».
2) «Ни одного куска от налогового пирога к ним не попадает». [Санкт-Петербургские ведомости, 11.11.2016]
В статье автор рассказывает о распределении государственного бюджета по городам России. Его возмущает, что из массы собранных налогов, лишь малая часть достается регионам РФ. Журналиста интересует, куда попадает основная часть «пирога», кому достается самое вкусное. Сравнение налогов с «пирогом» саркастично, оно передает отрицательную авторскую оценку читателю.
3) «К апрелю 2016 года “младореформатор” нагулял политический жирок». [Новая газета, 3.05.2017]
Метафора полна иронией: опыт работы политиком журналист называет «политическим жирком». Чувствуется, что автор относится к политику с пренебрежением. Такое впечатление создается и за счёт использования окказионализма «младореформатор». В нем соединены устаревшая форма слова «молодой» — «младой» и существительное «реформатор». Устаревшая форма усиливает иронично-пренебрежительный оттенок высказывания.
Итак, подведем итог ко второй главе. Благодаря рассмотренным нами метафорам мы на деле смогли убедиться в том, что в современных СМИ по большей части встречаются метафоры с негативной оценкой. Все эти метафоры, как правило, направлены на осуждение существующего общественного и политического устройства. Поэтому они чаще всего встречаются в статьях на политическую тематику. Многие метафоры содержат определенное тематическое поле, будь то тема болезни, игры, мрака, войны и т.д. Поскольку все метафоры обладают имплицитной оценкой, то посредством ярких индивидуально-авторских метафор они могут эффективно воздействовать на сознание читателя.
Заключение
В ходе исследования были выполнены следующие задачи:
· Исследована теоретическая база по темам «Язык современных СМИ», «Средства воздействия в современных СМИ», «Социально-оценочная метафора в публицистике»;
· Набрано необходимое количество метафор из СМИ для анализа социально-оценочных метафор;
· Структурированы набранные метафоры в соответствии с анализом.
На основе задач была выполнена цель работы, а именно: анализ социально-оценочных метафор в современных СМИ, раскрытие основных вопросов, касающихся данного языкового средства.
Проведя исследование, мы можем сделать следующие выводы:
1. Язык современных СМИ агрессивен, наполнен полемикой между противостоящими друг другу политическими силами.
2. Язык прессы ориентируется на массового читателя, а потому он прост в восприятии, лишен сложных, перегруженных конструкций.
3. Поскольку язык СМИ полемичен, свободен от каких-либо узких рамок, то его главной целью является воздействие на читателя.
4. В СМИ существует множество средств по воздействию на читателя: окказионализмы, эвфемизмы, метафоры, контекст, идеологема и т.д.
5. Социально-оценочные метафоры — основной способ воздействия на публику в СМИ. Они отражают актуальные явления в политической, экономической, культурной и социальной жизни общества.
6. В СМИ социально-оценочные метафоры, как правило, содержат негативную коннотацию. Это выражается в выборе метафорических полей журналистами: в современной прессе чаще всего встречаются темы воды, болезни, еды и игры.
Список использованных источников
1. Афанасьева А. Р. Метафора в заголовках статей как прием речевого воздействия [Текст] / А. Р. Афанасьева // Вектор науки ТГУ. — 2014. — № 4. — С. 72–75.
2. Дроздов Р. К. Окказиональное словообразование в языке СМИ [Текст] / Р. К. Дроздов // Известия ВГПУ. — 2012. — № 72. — С. 93–95.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.