Византийские традиции в архитектуре Киевской Руси, страница 6

Следующий этап монументального строительства начался на Руси в 30-х гг. XI в. Страна была в это время разделена на две части между сыновьями князя Владимира – Мстиславом и Ярославом. Раньше началось строительство в стольном городе Мстислава – Чернигове, где был заложен Спасский собор. Впервые город упоминается в “Повести временных лет” под 907 г., когда киевский князь Олег в результате успешного похода на Византию обязал греков “даяти уклады на руския грады: первое на Киевъ, та же на Чернигов, на Переаславь, на Полтескъ, на Ростов, на Любечь и на прочая грады: по тем бо городомъ седяху велиции князи под Олгом сущее”[4]. Статья Лаврентьевского летописного списка под 1036 г. (Ипатьевского – под 1034) сообщает о смерти черниговского князя Мстислава Владимировича и о погребении его в Спасском соборе, когда стены храма были выведены несколько выше всадника, стоящего на лошади с поднятой рукой. Так это летописное сообщение воспринималось всегда и всеми, но вот парадокс, замеченный М.Алешковским: недостроенный храм невозможно освятить, как невозможно положить тело христианского князя в неосвященную землю3. Значит в 1036 (или в 1034) г. собор уже был завершен, что и следует из внимательного прочтения летописного текста:  “В год 6544 (1036) Мстислав вышел на охоту, разболелся и умер. И положили его в церкви Святого Спаса, которую сам заложил; были ведь при нем выведены стены ее на высоту, сколько можно, стоя на коне, достать рукою ” [5]. Был ли собор достроен тогда же или после смерти Мстислава в строительстве наступил перерыв, неизвестно.

Спасский собор в Чернигове сохранился до наших дней почти полностью (прил.№6). В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т.е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников византийской архитектуры. В нижней части собора на северном и южном фасадах частый ритм наружных членений не совпадает с ритмом членений второго яруса. Удлиненность здания, а также наличие внутренних аркад в северной и южной сторонах подкупольного пространства напоминают купольную базилику, хотя завершающие части здания имеют четкую крестовокупольную схему сводов. Ощущение продольной вытянутости в интерьере еще подкрепляется наличием хор на деревянных балках, идущих вдоль всего здания над его северным и южным нефами. Собор увенчен пятью главами. Раскопки показали, что к восточным его углам примыкали небольшие часовни, а к юго-западному (симметрично сохранившейся  круглой лестничной башне у северо-западного угла) была пристроена двухэтажная крещальня. Таким образом, общая композиция Спасского собора имела пирамидальный характер. Обращает на себя внимание чрезвычайно нарядная кирпичная разработка фасадов здания.

Возможно, что архитектура Черниговского собора использует планировку десятинной церкви видимо потому, что строителями собора были византийские мастера.

Заключение

В результате изучения научной литературы можно прийти к выводу, что в архитектуре первых каменных соборов Древней Руси отразились следующие византийские традиции:

1.  Архитектурный стиль Византии отличался рядом разнообразных, но в то же время, своеобразных особенностей. Этот стиль существенно отличался от других:

a.  типом храма – укороченной базиликой, увенчанной куполом или повернутым на Восток алтарем.

b.  определенной формой, сильно напоминающей примитивный корабль в форме простого четырехугольника с небольшим выступом у входа и закруглением на противолежащей стороне.

c.  простой и незамысловатой планировкой, представляющей из себя квадратное здание, которое делилось рядом столбов на нефы, идущие от входа к алтарю.

d.  особым смыслом внешних и внутренних росписей храма

e.  значительное внимание во внутреннем убранстве храма уделялось свету и цвету.

f.  особенностями крестово-купольной системы

2.  В связи с огромным влиянием Византии на Русь, эти архитектурные традиции были воплощены при строительстве храмов на Руси.

a.  самым первым известным архитектурным памятником в Древней Руси является Десятинная церковь, вобравшая в себя почти все особенности византийского архитектурного стиля. Этот памятник представляет собой шестистопный вариант крестово-купольного храма. Здание было возведено из кирпичей византийского типа. На стенах присутствуют византийские росписи.