Византийские традиции в архитектуре Киевской Руси, страница 2

Каждый храм в Византии должен был принимать определенную форму, сильно напоминающую примитивный корабль в форме простого четырехугольника с небольшим выступом у входа и закруглением на противолежащей стороне (прил.№2). Эта особенность имела следующее объяснение: христиане почитали катакомбы и расположенные в них церкви. И это неудивительно, ведь эти катакомбы были для них своеобразной защитой во время гонений, а также местом для похорон умерших и совершения богослужений.

Планировка храма была проста и незамысловата: квадратное здание делилось рядом столбов на нефы, идущие от входа к алтарю (прил.№2). Их количество составляло не более семи, при этом ширина главного нефа значительно превышала ширину других. В самом центре здания симметрично стояли четыре ведущих столба, поддерживающие купол. Они же выполняли еще одну важную функцию – на них опирался поперечный неф (трансепт), а он путем пересечения с центральным нефом образовывал средокрестие – квадратное пространство под куполом. Со столбов на стены перекинуты арки, несущие полуцилиндрические своды.

Вход в храм, обрамленный порталом, располагался строго с западной стороны, на противоположной, восточной, стороне находился алтарь, который считался символом Церкви земной,  где и происходило богослужение (прил.№2). На алтаре размещался престол (возвышение), на котором происходило таинство евхаристии – пресуществление Святых Даров (превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы). Рядом были установлены жертвенник и дьяконник – помещение для хранения богослужебных сосудов и одежд. С IV века появилась алтарная преграда, отделяющая алтарь от  основного помещения. Кроме этого алтарная преграда как бы загораживала священнослужителей от мирян во время службы, придавав тем самым евхаристическому действу торжественность и таинственность.

Около алтаря находились выступы – апсиды, которые были покрыты полукуполами – конхами.

Византийский храм внутри и снаружи всегда был богат росписями (прил.№3). Но это были непросто рисунки - роспись храма отражала во всем многообразии сущность христианского учения. Персонажи Священной истории располагались в строго соблюденном порядке: пространство храма было поделено на две зоны – “небесную” и “земную”. В “небесной” части было изображалось царство Христа и небесного воинства, на барабане храма – были нарисованы апостолы, на главных столбах – четыре евангелиста (стопы евангельского учения). В “земной” части храма, на апсиде была изображена Богоматерь, заступница всех людей перед Богом. Эти зоны состояли их двух групп ярусов – группа верхних ярусов заполнена сценами из земной жизни Христа, чудесами и страстями, а группа нижних ярусов заполнялась изображениями Отцов Церкви, мучеников и праведников, возносившими вместе с прихожанами молитвы Богу.

Значительное внимание во внутреннем убранстве храма уделялось свету и цвету. Свет являлся важнейшей категорией гносеологии, мистики и эстетики, а цвет византийцы трактовали как материализованный объект. Цвет в архитектуре византийских храмов играл большую роль - являлся могучим возбудителем мистического и сверхсознательного. Византийские зодчие выделяют пять основных цветов: пурпурный – символ достоинства Бога и императора; красный – символ жизни византийского народа и цвет крови доблестных воинов; белый – символ чистоты и красоты; черный – символ смерти, конца земного; зеленый – символ юношества и цветения; голубой – символ мира.

Разработка центрально-купольной системы – одно из основных этапов постройки храма в византийском стиле.

Свод и купол храма – черты, которые отличают византийскую архитектуру от архитектуры других стран. У куполообразных сооружений потолки имеют круглую форму. Свое начало такая система получила еще в дохристианские времена, а широкое применение нашла еще в Риме, но самое блестящее развитие получила в Византии.

В X веке начался переход к строительству зданий центричной композиции и начали активное разрабатываться новые конструкций. Здесь и заняла ведущее место  ведущее место разработка купольных и сводчатых конструкций. Своды и купола возводились восточными строителями без применения опалубки монолитной кладкой наклонными рядами. Для такой техники кирпичная плинфа была более подходящим материалом т.к считалось, что именно использование плинфы делает здание более сейсмоустойчивым.