Во время пребывания археологической экспедиции храм был отреставрирован: заполнены трещины, укреплены своды и купол железной цепью, усилены колонны. Одновременно была символически подчеркнута исламская принадлежность здания: в интерьере на колонны навесили огромные круглые (диаметром около восьми метров) щиты из дерева и кожи со священными для мусульман именами Аллаха и пророка Магомета.
Второй этап связан с археологическими раскопками под руководством Шнайдера. Под его руководством были открыты остатки колоннады эпохи императора Феодосия: ступени, базы колонн, архитектурные детали (капители, куски фриза, сегменты арок, части потолков и фронтонов, покрытые прекрасной резьбой классического искусства). Шнайдер сделал вывод, что при строительстве времен Юстиниана древние основания только засыпались, и они лежат существенно ниже полов нынешнего храма, ожидая дальнейшего исследования. Третьим этапом в исследовании памятника считают археологические раскопки группы Уиттмора. В то время мечеть превратилась в музей “Айя-София”, причем музей был независимым в этноконфессиональном отношении. Появилась возможность исследовать здание и его мозаики — то и другое начинало медленно разрушаться. Курировал изучение Томас Уиттмор (США), который был доверенным лицом Кемаль-паши и в своих исследованиях во многом опирался на опыт Фоссати. В 1934–1939 годах были открыты мозаики трех периодов: Юстиниана, Льва VI и Иоанна Цимисхия; начато издание их свода (1933–1953). Именно благодаря этой экспедиции Стамбул стал одним из научных центров, где работы шли даже в период мировой войны. 9 мая 1937 года Уиттмор делал в Эрмитаже доклад, который слышал классик русской иконографии Д.В. Айналов.
Четвертый этап изучения мечети целиком основывается на исследовательских и реставрационных работах 1993–2010 годов. На этом этапе было сделано много находок; открыты ранее неизвестные мозаики; обнаружена купель VI века из цельного куска мрамора — самая большая из византийских (3,32 х 2,52 при 1,16 м глубины, на 12 м3 воды; в мечети она служила гробницей свергнутых с трона правителей). Отреставрированы малые архитектурные формы и витражи в окнах алтарной части. Таким образом, юстиниановскому храму возвращен ряд важных элементов, которые казались навсегда утраченными.
Сейчас идет пятый этап исследования великого памятника, обусловленный предыдущим этапом. Работы 1993–2010 годов, хотя и не были ориентированы на археологические исследования (их практически и не вели), лишний раз показали их перспективность. Внимание приковано больше к музейной реставрации, которая была воспринята как историческое целое, как памятник двух конфессий — христианской и мусульманской.
Музейное обновление собора также принесло целый ряд находок. Надо отметить, что изучение Софии Константинопольской – процесс постоянный и нескончаемый - чуть не ежегодно выходят основательные монографии, вводятся в оборот материалы ранних исследований, отложившиеся в архивах, и т.п. Конечного пункта на этом пути не достигнуть: ведь если архитектурный монумент часто сравнивают с книгой, то Святая София — целая историческая энциклопедия, которая будет открывать всё новые страницы по мере совершенствования методов и умения ставить задачи. Исследуются также реликвии, иконография росписей, функции отдельных помещений и др.
Глава II. Византийские традиции в храмовом зодчестве Древней Руси X-XII вв.
2.1. Десятинная церковь в Киеве
В 989 г. Великий князь Владимир начал монументальное каменное строительство. С помощью византийских мастеров возводится соборный Храм Успения Богородицы (закончен в 996 г.), о чем говорится в летописи: “ В лето 6497 … Володимер помысли создати церковь Пресвятыя Богородица и послав преведе мастеры от Грек”[1]
Понимая идеологическое значение первого каменного храма для Киева, князь выделили одну десятую часть своих доходов на его содержание, в связи с чем церковь и получила наименование Десятинной.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.