Византийские традиции в архитектуре Киевской Руси, страница 3

Самой удобными формами перекрытий в храме оставались полусфера и цилиндрический свод, одним концом закрепленные в геометрическом центре пролета, а другим концом отмечали положение каждого ряда кладки.

Если в IV веке купол храма строился достаточно низко, покрывал всю вершину здания, опирался на стены здания и не имел окон, то позже в целях безопасности и комфортности его начинают устанавливать выше и на особых столбах. Стенки купола из сплошных превращаются не сплошными, а прерывающимися легкими столбиками для облегчения тяжести. Теперь он начинает представляться широким небесным сводом, местом невидимого пребывания Господа. С внутренней и внешней стороны купол украшают колонками с художественными верхушками или капителями.  Немного позже вместо одного купола на храме строится уже несколько куполов.

Купол храма опирался на барабан со световыми окнами, который свою очередь основывается на четырех главных столбах. По центру располагался главный большой купол, символизирующий Христа, а рядом с главным куполом располагались купола, меньшие по размеру, количество которых составляло от 4-х до 12-ти (главный образ символизирует Христа, 5 куполов – Христа с евангелистами, 13 куполов – Христа с апостолами).

Купол венчался парусным сводом, и чтобы уравновесить систему парус-купол, в схему здания вводили дополнительные объемы, которые завершались сводами или полукуполами, они, в свою очередь, погашали распор центральной конструкции. Именно по такому принципу складывались все конструктивные системы Византии. На их основе были разрабатывались типы христианских культовых сооружений: церкви, мавзолеи, баптистерии центричной композиции, купольные базилики, крестово-купольные храмы.

1.2. Архитектурный стиль собора Святой Софии Константинопольской по данным археологии

Данный памятник во всей полноте вобрал в себя самые прекрасные художественные и идейные устремления и замыслы той великой эпохи, а поэтому является самым сложным и одновременно прекрасным храмом Византийской империи (прил.№4).

Сосредоточением собора является громадное подкупольное пространство. Может показаться, что памятник выглядит достаточно вытянуто в продольном направлении, это объясняется последовательным присоединением полукуполов и экседр с Востока на Запад. Мощные столбы надежно спрятаны в мощных стенах храма, поэтому они кажутся невидимыми. Со всех сторон среднюю часть храма окружает двухъярусный обход. Он поднимается до уровня пят центральных арок и плавно переходит в нижнюю часть, которая состоит из крайних нефов и нартекса, отдаляющегося от главного помещения стеной. Сама стена прорезана девятью порталами, но все же обособляет пространство нартекса. На уровне хор западная галерея, располагающаяся над боковыми нефами, наиболее объединена с пространством храма. Виды этой галереи со всех сторон одинаковы. Окна, стены которых заменены аркадами (пятью арками на четырех колоннах внизу и семью арками на шести колоннах вверху), прорезают тимпаны северной и южной центральных арок.

Внешний вид и территория вокруг Софийского собора неоднократно претерпевала изменения. Это объясняется, во-первых, давностью постройки и реставрацией, во-вторых, тем, что это уникальный археологический памятник, на котором проводится множество раскопок самых разных археологических экспедиций.  

Начиная с XIX века, на территории храма активно ведутся археологические раскопки. До XIX века Собор Святой Софии представлялся европейцам лишь поверхностно – на визуальным наблюдениям и предположительным рисункам.

Полную хронологию строительства и существования собора Святой Софии невозможно установить без археологических исследований.

Первым археологом, который провел раскопки на территории памятника (1847–1848), был Фоссати. В его работах присутствуют ценные сведенья о византийском храме: именно он обнаружил, что мозаики христианского периода хорошо сохранились под слоями извести, которой их забелили в XV веке. В верхней галерее их удалось расчистить, и пораженный султан распорядился сохранить и даже оставить открытой часть орнаментов, но все иконные сюжеты были вновь забелены. Также именно Фоссати подчеркнул исламскую принадлежность здания, на это указывают большие круглые щиты (с диаметром в восемь метров) из дерева и кожи со священными именами для мусульман - Аллах и Магомед.