Рассчитывают величины эффективной мощности Ne и крутящего момента Te в зависимости от частоты вращения двигателя ne , при полном открытии дроссельной заслонки или полной подаче топлива, по уравнениям:
Интервалы отношений – берем равными 0,2; 0,4; 0,6; 0,8; 0,9.
Определяем максимальную устойчивую частоту вращения двигателя при полной нагрузке:
nmin= 0,2 * nN об/мин, до частоты при максимальной мощности nN
nmin=0,2*3200=640 об/мин.
Ne= 83,06[ 1(0,2) +1(0,2)2 – 1(0,2)3]=19,27 кВт,
Te= 9550 * 19,27/640 = 287,5 Нм.
Аналогично определяем значение мощности Ne и крутящего момента Te для других значений оборотов коленчатого вала двигателя. Результаты работы заносим в таблицу 2.
Таблица 2 Расчет внешней скоростной характеристики
ne, об/мин |
640 |
1280 |
1920 |
2560 |
2880 |
Ne, кВт |
19,27 |
41,2 |
61,8 |
77,07 |
81,48 |
Te, Нм |
287,5 |
307,4 |
307,4 |
287,5 |
270,2 |
По данным таблицы 2 строим внешнюю скоростную характеристику двигателя (рис.1)
4.3 Определение передаточного числа главной передачи
Передаточное число главной передачи ведущего моста Uгп определяем по формуле:
Uгп= 0,377*, где Uкв – передаточной число высшей передачи коробки передач. Принимаем Uкв = 1.
Vmax – максимальная скорость автомобиля, км/ч.
Uгп = 0,377 *
4.4 Определение передаточных чисел коробки передач
Передаточные числа в коробке должны, обеспечивать автомобилю способность преодолевать заданное максимальное сопротивление дороги Y1max , а так же достаточную динамику разгона при оптимальном использований мощности двигателя.
Это выполняется при условии:
где PTmax – максимальная сила тяги, Н
Pдmax – максимальная сила сопротивления дороги, Н
Из этого условия определяем:
где Тмах – максимальный крутящий момент, Нм;
Uк1 =
Полученное значение Uk1 проверяем по условию буксования:
где Pсц – сила сцепления колес с дорогой, Н
Из этого условия определяем:
Gсц = R2
R2 − реакция на ведущих колесах определяется с учетом перераспределения силы тяжести автомобиля:
R2 = Ga * m2,
m2 - коэффициент перераспределения нагрузки задних колес. m2 = 1,1…1,2
R2 = Ma2 * g * m2 = 5590 * 9,81 * 1,1 = 60321,7 H
𝜑 – коэффициент сцепления колес с дорогой, принимаем 𝜑=0,7
Uk1=
Принимаем меньшее значение Uk1 = 7,26
Передаточные числа промежуточных передач определяем по уравнению:
где n - число передач в коробке, не считая заднего хода;
x - номер определяемой передачи.
Uk2 = = 3,73
Uk3 = = 1,93
Uk4 = 1
5. Анализ тяговых качеств
5.1 Силовой баланс автомобиля
По методу академика А. Е. Чудакова силовой баланс строят, зная тяговую характеристику автомобиля и силы сопротивления дороги и воздуха.
Уравнение силового баланса имеет вид:
PT = PД + PВ + PU.
Тяговую силу на ведущих колесах автомобиля определяют по выражению:
PT = , H
Зная значение крутящего момента при минимальных оборотах коленчатого вала (см.табл.2) двигателя, можно определить значение силы тяги на первой передаче:
PT1 ==22145,85 Н
Аналогично определяем значение силы тяги PT для других значений оборотов коленчатого вала двигателя и включенной передачи в коробке передач. Результаты расчетов заносим в таблицу 3.
Скорость грузовика на каждой передачи определяем по формуле:
Va= 0.377* км/ч
Va1 = 0.377*= 2,75 км/ч
Аналогично определяем значение скорости грузовика для других значений оборотов коленчатого вала двигателя и включенной передачи в коробке передач. Результаты расчетов заносим в таблицу 3.
Таблица 3 – Тяговая сила на ведущих колесах.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.