Павлово-на-Оке: мечтатели в снопе искр. Путешествие юной москвички по следам "Павловских очерков" В.Г. Короленко, страница 8

Забавно, что после Щеткина этот дом заняла артель «Кустарь», соединившаяся впоследствии с другими организациями в артель «Металлист». Со временем артель стала заводом, на базе которого было организовано научно-производственное объединение «Мехинструмент»[24]. Это был тот самый «Мехинструмент», труба перед которым так напугала меня китовыми криками в первую ночь в Павлове.

Сегодня ОАО «Мехинструмент» выпускает садово-огородный инвентарь: секаторы, сучкорезы, садовые ножовки, ножи, а также пассажирские сидения для автомобилей, в том числе для знаменитых «ПАЗиков» – автобусов, производимых заводом «Павловский автобус». Во времена Советского Союза «Мехинструмент» полностью обеспечивал садовыми инструментами все союзные республики. [25]

5. Закулисье артели

Анатолий Николаевич продолжает импровизированную экскурсию по выставке:

– Нет ли здесь фотографии… Нет, значит, я пожадничал, не дал. Там как раз сидит мужчина–хозяин и мальчишка-паренёк работает. А на этих фотографиях уже начало советского времени. Здесь была артель «Металлист», где тоже производили металлические товары. Вот всё оборудование, какое было в этой артели: тиски, молоток – и вся механизация! А вот можете себе представить? Крутится огромный шлифовальный круг, и от него сноп искр летит вместе с вредоносной пылью, с щепями. И вот эта дамочка затачивает режущий инструмент. Видите? Её руки ничем не защищены даже. Они все так работали. Причём ведь, допустим, зима, открытые помещения, тут пылища! В основном почти все болели туберкулёзом, чахоткой тогда это называлось, потому что по-другому не получалось! Жуткое дело.

– А это вот – в той же артели химические ванны для обработки готовой продукции. Там делали уже готовый нож столовый, не обязательно перочинный, складной. Чтобы он не ржавел, в этих ваннах покрывали его никелем. А вот кузнецы. Здесь обрезок дерева, как табуретка, на нём нáковаленя – это металлический такой, здоровенный, весом в  килограмм тридцать-сорок-пятьдесят куб, и вот на нём нагретый материал куют. Вот делают коромысло, древние меры веса. Оно подвешивалось, как весы: на одном плече чаша, а на другом – гири. Коромысла делались поштучно, на заказ. В месяц из Павлова штук десять-пятнадцать-двадцать выйдет. Если замки сотнями, сотнями, сотнями производились, то таких коромысел делали немножко.

– Токарь – универсальная профессия, ой-ой-ой! Это художник по металлу! Из болвашки, чушки сделать замысловатые такие по чертежам детали! У нас авиационный завод[26], и моя деталь летала – и, может быть, до сих пор летает! – там, наверху.

6. Маята без моста

– А тут у нас мост через реку Тарку. Многие-многие годы, десятилетия его не затапливало, но был один год, 1926, когда было много воды. И в 1932, кажется, затопило и мост сам. А вот через реку Оку у нас моста постоянного нет, и не было. После того, как вода в реке встанет на место, уровень её успокоится, ставили мост наплавной. Река широкая, больше сотни метров. На зиму этот мост, естественно, снимали, иначе его льдом изуродует. А в эту зиму, 2017 года, решили мост наплавной не снимать, а оставить его вмерзшим в лёд. Удобно, конечно, потому что когда мост уберёшь, там лёд тонкий, машина не проходит, только пешком. А у нас Тỳмботино[27] рядом – это большое село. И оттуда люди работают в Павлове, и из Павлова – туда, и каждый день туда-сюда по несколько раз. Так вот, оставили мост, нашли техническое решение такое: пусть он будет вмёрзший. Всю зиму техника ездила по этому мосту, и все были от-так довольны, прям вот хлопали: «Ура! На самом деле!» Только в момент, когда началось интенсивное таяние, мост снова выломали и сняли. Поэтому сейчас в городе разговоры: «Когда поставят назад?» Раньше ходил небольшой катер, таскал на прицепе большую такую баржу. Катер причаливал баржу к берегу, на эту баржу заезжали машины, катер брал на прицеп это дело, и вот так туда-сюда, туда-сюда. Это в совсем ранний период на буксире, на верёвке-канате, катерочек таскал через реку баржу с техникой, а потом и до последнего времени приобрели небольшой технический паромчик, который уже на себя принимал транспорт.